|
Безопасность Ford Focus
Безопасность автомобилей становится одним из главных конкурентных преимуществ. Даже в сегменте массовых моделей новинки поражают уровнем защиты пассажиров и водителя.
Все произошло в считанные мгновения: выскочивший из-за угла новенький Ford со всего маха влепился водительской стороной передка в металлический куб, развернулся и, отскочив метра на два, замер. В моторном отсеке что-то потекло, из-под приборной панели потянул дымок, однако четверо сидевших в машине — двое взрослых и дети — почти не пострадали. От самых распространенных в таких случаях травм их спасли системы пассивной безопасности, причем как традиционные (ремни, надувные подушки), так и совершенно новые, впервые предложенные инженерами компании.
Описанное выше — результат краш-теста нового Ford Focus, свидетелем которого корреспондент "Эксперта" стал в техцентре европейского подразделения фирмы под Кельном. Естественно, в креслах сидели манекены. Но и в реальной аварии при таких же условиях люди не получили бы серьезных травм. Об этом свидетельствовали как внешний вид манекенов, так и показания датчиков, которыми они нашпигованы. Более того, схожий результат был бы и в других ситуациях: при боковом ударе и полном лобовом столкновении, при ударах сзади.
Все это подтверждено тестами EuroNCAP — Европейской программы оценки новых автомобилей. В качестве независимой организации она была основана в 1997 году и теперь стала безоговорочным авторитетом как для производителей машин, так и для покупателей. Изучив статистику аварий, EuroNCAP разработала методику, по которой моделируются наиболее типичные ДТП. К примеру, увиденный нами краш-тест 40-процентного лобового столкновения выполняется на скорости 64 км/ч, а сбоку машины бьют специальной тележкой (или другим автомобилем) при 56 км/ч. В ходе тестов определяется целый ряд важнейших параметров. В частности, безопасность водителя и пассажиров, степень опасности автомобиля для пешеходов, возможность быстрого восстановления машины при несильных столкновениях (скажем, при парковке).
Проведенные в конце прошлого года тесты EuroNCAP вывели новый Ford Focus в лидеры по безопасности в своем классе. Он стал единственным автомобилем, получившим стопроцентный рейтинг безопасности пассажиров при фронтальном и боковом столкновениях, а также стопроцентный рейтинг защиты детей от травм и телесных повреждений. Набрав в общей сложности 35,46 балла, модель получила максимальные пять звезд за общую безопасность, четыре звезды (пока наивысший результат) за обеспечение безопасности детей и неплохие две звезды за безопасность пешеходов. Комментируя это, генеральный секретарь EuroNCAP Адриан Хобс заметил: "Focus получил самые высокие оценки в области безопасности пассажиров за всю семилетнюю историю наших испытаний. Команда его разработчиков помогла еще выше поднять планку стандартов, тем самым показав другим производителям цель, к которой они должны стремиться".
Быстрее, дешевле, надежнее
Элементы комплексной безопасности закладываются в конструкцию автомобиля задолго до того, как будет создана первая модель в железе. И касается это даже дизайна. К примеру, в техническом центре Ford of Europe на компьютерных симуляторах создается виртуальный салон машины. Инженеры, надев специальные очки (как в кинотеатрах со стереоизображением), могут по-разному проектировать его интерьер и конструировать детали. Благодаря этому находят оптимальное расположение стоек, форму и размер окон, зеркал, высоту и расположение кресел, руля, подголовников — так, чтобы всегда был хороший обзор и как можно меньше мертвых зон. Причем с точки зрения безопасности рассматривается даже цвет обивки, от чего зависит восприятие водителем окружающих предметов.
На тех же симуляторах моделируют конструкцию узлов и агрегатов, всевозможных деталей, исследуют, как они поведут себя при аварии. Скажем, сейчас в соответствии с евростандартами зазор между крышкой капота и двигателем должен быть не меньше 70 мм — чтобы оставалась свободная зона деформации при наезде на пешехода. Для этого с помощью компьютера оптимизируют подкапотное пространство. Точно так же работают с системой рулевого управления, шасси, кузовом. Наконец, симулятор позволяет моделировать и рассматривать в любой проекции краш-тесты и аварии. И если еще недавно виртуальные ДТП давали лишь приблизительное представление о последствиях, то сейчас компьютерное моделирование уже всерьез приблизилось к реальным испытаниям. Хотя до полного отказа от битья машин еще далеко: тот же европейский Ford ежегодно проводит порядка двухсот "живых" краш-тестов.
Тем не менее благодаря симуляторам конструкторы серьезно экономят время и деньги: с большой степенью достоверности они могут оценивать эффективность новых разработок, проверять, к примеру, как поведет себя та или иная деталь при разных способах крепления и расположения, вносить изменения. "Требования к безопасности иногда корректируются даже в течение одного года, постоянно рождаются новые идеи, и это заставляет нас быть очень гибкими, — пояснил \'Эксперту\' директор подразделения автомобилей C-сегмента Ford of Europe Гюннар Херман. — За всем этим нужно успевать, иначе потребитель отдаст предпочтение конкурентам. Не случайно ведь многие производители сейчас делают безопасность едва ли не главным элементом своих рекламных стратегий".
Создавая новый Focus, в компании уделили безопасности максимум внимания. В результате автомобиль получился действительно инновационным. Так, в нем впервые применена смещаемая вперед по горизонтали рулевая колонка. При лобовом столкновении она как бы уходит от водителя в торпедку, и за счет этого сильно снижается риск повредить грудную клетку и колени. А вот двигатель в той же ситуации "подныривает" под перегородку салона и, не попадая в него, уходит под днище — эту систему Ford запатентовал.
Еще одно новшество — высокоэффективный каркас безопасности. В нем использованы панели с неравномерным расстоянием между слоями сверхпрочной стали, сваренные лазером. Благодаря этому краш-зоны кузова эффективно поглощают удары и не дают деформироваться пассажирскому салону. Причем частью каркаса стали даже двери, а применяется он на всех трех модификациях Focus — седане, хэтчбеке и универсале. Конечно же, то же самое можно сказать и о других элементах. Например, шасси, конструкция которого позволяет избежать деформации пола при столкновении. Или новая система защиты шеи при ударах сзади — об актуальности этого аспекта говорит то, что в Европе 75% страховок по ДТП приходится на возмещение вреда, связанного с травмами шейного отдела позвоночника.
"Убийца" конкурентов
Помимо высочайшего уровня безопасности новый Focus обладает и другими достоинствами. У него великолепная управляемость, автомобиль стал больше и комфортабельнее, нежели предыдущая модель, а на его салон компания TUV выдала сертификат об отсутствии аллергенов (и это лишь второй случай в мировом автомобилестроении — первой "безаллергенной" моделью стал Ford Focus C-Max).
В России к этим факторам прибавляется еще несколько. Во-первых, на заводе во Всеволожске Focus второго поколения будет выпускаться не в трех, а в четырех вариантах кузова: седан, универсал, трех- и пятидверный хэтчбеки. Во-вторых, машины будут комплектовать пятью моторами от 80 до 145 л. с. В-третьих, по сравнению со старой моделью число заводских опций возрастет с 22 до 40, включая такие, как двухзонный климат-контроль, парктроник, биксеноновые фары. Наконец, российская "Форд Мотор Компани" сумела утвердить для нашего рынка чрезвычайно привлекательные цены. К примеру, если старый Focus-хэтчбек, собранный во Всеволожске, можно было купить минимум за 14 тыс. долларов, то новый — всего за 11,7 тыс. А седан с двухлитровым мотором в весьма богатой комплектации обойдется в 16,5 тыс. долларов, что почти на пять тысяч дешевле предшественника.
Однако еще важнее, что это намного меньше цен конкурентов. А если учесть, что старый Ford Focus стал в 2004 году на российском рынке самой популярной зарубежной моделью (продано свыше 28 тыс. шт.), то и новинке нетрудно предсказать судьбу бестселлера. Возможно, делая выбор в ее пользу, покупатели будут учитывать и образцовый уровень безопасности автомобиля.
|