|
Как лечить гиперактивного ребенка?
Основной вопрос, который встает перед родителями гиперактивного ребенка, связан с правильным выбором способа коррекции поставленного ребенку диагноза. Вероятнее всего этот диагноз — СДВГ или синдром дефицита внимания и гиперактивности. То, что выбор правильного лечения СДВГ по-прежнему остается чаще всего нерешенной проблемой, видно уже при посещении любого форума родителей гиперактивных детей в интернете — после чтения таких форумов у не знакомого с проблемой неспециалиста степень дезориентации в данном вопросе, скорее всего, только возрастет. Однако такая сумятица в представлениях родителей гиперактивных детей о путях коррекции СДВГ-поведения обусловлена также и вполне объективными причинами — для этого достаточно открыть любой специальный медицинский учебник.
Однако прежде — несколько слов лирического отступления. Официальная медицина в области применения лечебных методов опирается на требования и критерии т.н. доказательной медицины и строго говоря любой метод лечения, прежде чем быть внедренным в медицинскую практику, должен пройти стандартный набор тестов и проверок на эффективность, специфичность и т. д. Только после получения достаточно надежных доказательств эффективности и специфичности действия проверяемых методов лечения или лекарств они могут быть признаны и рекомендованы для практического применения. Это в идеале. Однако на практике этот механизм работает не всегда, и некоторые лекарства и особенно лечебные процедуры внедряются в широкую лечебную практику без соответствующих доказательств. Примером может послужить практика лечения СДВГ.
Вернемся к медицинскому учебнику. Согласно его, например, американской версии основной метод лечения СДВГ — особые фармакологические вещества — психостимуляторы, основной представитель которых — риталин или метилфенидат. В недавнее время синтезирован новый препарат, не относящийся к психостимуляторам, но являющийся психотропным препаратом, действующим на нейромедиаторы головного мозга, — страттера или атомоксетин. В США именно эти препараты назначаются лечащим врачом примерно в 90—95% случаев, когда необходимо прописать лечение для гиперактивного ребенка с признаками СДВГ. При этом и риталин, и страттера имеют подтверждения их эффективности в отношении симптомов СДВГ. О чем умалчивает официальная медицина, так это о серьезнейших побочных эффектах этих препаратов (влияние на рост и развитие ребенка, увеличение риска формирования наркотической зависимости и др.). Если же открыть аналогичный российский медицинский учебник, то примерно такую же долю в структуре комплексной терапии СДВГ занимают т.н. ноотропные препараты — пирацетам, фенибут, глицин и многие другие. И это несмотря на то, что доказательств их эффективности в отношении симптомов СДВГ на сегодняшний день не существует. Доказательная медицина на этот счет молчит.
В оставшихся 5—10% случаев лечения СДВГ применяется целый спектр методов: это и нейропсихологическая коррекция, и бихевиоральная или поведенческая психотерапия, и когнитивная психотерапия, и работа над личностью + семейная психотерапия, и, наконец, нейротерапия или биологическая обратная связь (БОС). Для полноты картины следует еще упомянуть гомеопатический метод, которым, судя по публичным источникам, в последнее время все чаще ползуются. Однако вывод доказательной медицины в отношении эффективности гомеопатического метода для коррекции СДВГ однозначен и лаконичен — эффект плацебо (эффект пустышки, эффект внушения). В целом, ни один из перечисленных методов, кроме нейротерапии или БОС, не имеет доказательств эффективности в отношении симптомов СДВГ. А вот с БОС-терапией ситуация совершенно особая. Строго научные доказательства ее эффективности в отношении симптомов СДВГ на сегодняшний день уже получены и опубликованы, на основании чего можно утверждать, что БОС-терапия не уступает риталину или страттере по эффективности, но превосходит их по безопасности и стоимости. Однако с рекомендациями о применении БОС-терапии в широкой медицинской практике официальные медицинские органы не спешат и 95% гиперактивных детей с СДВГ продолжают принимать в лучшем случае бесполезные, а чаще небезопасные и дорогие лекарства. Видимо, в этом сильно заинтересованы производители этих самых лекарств.
|