|
Лишнее лечение
Сдал анализ — получил ответ, и знаешь, что все в порядке или, наоборот, в беспорядке. Казалось бы, проще простого. Так нет же — и тут все непросто и нет полной ясности.
Профессор Павел Воробьев объясняет: чтобы говорить о достоверности анализов, надо учитывать два аспекта. Первый — качество самих анализов, того, как их выполняют.
В России сфера лабораторных исследований — единственная, где существует система профессиональной оценки компетенции лаборатории. Специальная независимая служба проводит тестирование и выдает лаборатории сертификат. Но система эта добровольная, поэтому не все лаборатории в ней участвуют. В поликлинических лабораториях таких сертификатов скорее всего нет. В крупных больницах в большинстве случаев есть. Если лаборатория не имеет сертификата, в качестве анализов можно усомниться.
В советские времена в Москве была платная лаборатория, называвшаяся, помнится, почему-то «Иммунитет». В ней за небольшие деньги можно было сделать анализ, результаты которого сомнений не вызывали. Все эту лабораторию знали и обращались туда в сложных случаях.
- Эта система рухнула, — разочаровывает профессор Воробьев. — Теперь платных лабораторий пруд пруди. Но никто их не контролирует, и никто ни за что не отвечает. Так что, обращаясь в лабораторию, тем более за деньги, надо поинтересоваться, проходила ли она тестирование и есть ли у нее аккредитация. Это все-таки гарантирует качество анализов.
Второй не менее важный аспект — как, насколько правильно и четко интерпретируются результаты лабораторных исследований. У любого человека, если сделать ему 100 анализов, 90 из них будут в ту или иную сторону отличаться от нормы, объясняет Павел Воробьев. Дальше на основе этих исследований можно строить самые разные диагностические концепции. И когда стоит задача вытянуть из пациента как можно больше денег, то анализы подходят для этого как нельзя лучше. Если пациент подозревает, что его «разводят на бабки» на основании анализов, как минимум их надо перепроверить в другой лаборатории, советует профессор Воробьев. Особенно часто пациенту говорят, что у него обнаружено очень много микробов. Но в любом организме содержится много микробов. Однако, во-первых, далеко не все они имеют отрицательные свойства, во-вторых, важно, сколько содержится этих микробов. Если при анализе найдены хламидии, это вовсе не обязательно означает хламидиоз и необходимость лечения. То же самое относится к стафилококкам, которые обнаруживают и у здоровых людей. Все мы носители каких-то микробов.
Пониженный уровень гемоглобина у беременных не обязательно означает анемию. У беременных вообще уровень гемоглобина в крови ниже, чем у небеременных. Чтобы установить, есть ли на самом деле анемия, надо исследовать уровень железа в крови. В женской консультации этого, как правило, не делают, а, обнаружив понижение гемоглобина, назначают препараты железа, которые для самой женщины бесполезны, а на плод оказывают отрицательное воздействие.
Что же делать бедному пациенту? Надо соображать самому, советует Павел Воробьев. Если врач направляет делать анализы в какую-то конкретную платную лабораторию, это должно сразу насторожить — видимо, он имеет какой-то процент со стоимости анализа, если направляет в конкретную аптеку — имеет процент от стоимости лекарства, если же предлагает купить какие-то средства прямо у него, это определенно вытягивание денег.
Неприятно писать все это, но врачи такие же люди, как мы. Да и не преступления все это. И опять тот же совет — обращаться к врачу, которому доверяешь. Можно в районной поликлинике. Мало кто знает, что пациент по закону имеет право выбрать себе врача.
|