|
Современная астрономия и диалектика
В своих работах «Материализм и эмпириокритицизм», «Философские тетради», «О значении воинствующего материализма» В. И. Ленин глубоко проанализировал философскую сущность революции в естествознании XX в., вскрыл неправильность идеалистических и метафизических ее истолкований и показал, что единственным способом мышления, который соответствует современному развитию естествознания, является материалистическая диалектика. Философские выводы В. И. Ленина из новейших открытий физики сохраняют свое значение и в настоящее время. Они помогли ученым решить ряд философских проблем, возникших в совр
еменной астрономии, и выдвинуть новые представления о структуре и эволюции Вселенной.
Астрономия всегда была тесно связана с философией. Наиболее фундаментальные идеи, гипотезы, теории астрономии возникали, как правило, под воздействием философских представлений своего времени. С другой стороны, каждый крупный шаг в изучении Вселенной оказывал влияние на философию, играя важную роль в борьбе за научное мировоззрение.
Как известно, философская система Аристотеля во многом определила характер разработанной Птолемеем геоцентрической системы мира (ее часто называют даже системой Аристотеля — Птолемея). На протяжении тринадцати веков эта система, канонизированная церковью, служила как бы естественно-научным «обоснованием» религиозного мировоззрения.
Система Коперника, утвердившаяся в острейшей борьбе с геоцентризмом, исходила не только из обобщения фактических данных, но также из передовых философских идей эпохи Возрождения. Она явилась, по словам Ф. Энгельса, моментом, с которого «начинает свое летосчисление освобождение естествознания от теологии».
Представления о Вселенной, созданные астрономией XVII — XIX вв., основывались на философии метафизического, механистического материализма. Механистическое мировоззрение сыграло в свое время прогрессивную роль, в частности потому, что оно не оставляло во Вселенной места для «сверхъестественных» сил. В рамках механистического мировоззрения, свойственного естествознанию XVII — XIX вв., И. Кант, В. Горшель и П. Лаплас внесли в астрономию идею развития.
До тех пор, пока механистические принципы «работали», большинство астрономов, пожалуй, не слишком задумывались над разными философскими «тонкостями», в том числе и над методологическими предпосылками своих исследований. Философскими было принято считать чаще всего такие проблемы изучения Вселенной, решить которые своими средствами астрономия еще не могла. Но в ходе развития астрономии, как и других естественных наук, проблемы, решавшиеся умозрительным, натурфилософским путем, все чаще становились объектом конкретного исследования.
Крушение натурфилософии привело к изменению взаимоотношений философии и естествознания (включая и астрономию). Сторонники одного из направлений современной идеалистической философии — позитивизма утверждают, что философия как особая наука стала вообще излишней. В действительности же быстрое расширение и углубление наших знаний о Вселенной в XX в. привело к тому, что роль философии в астрономии не уменьшилась, а наоборот возросла. Однако на первый план здесь выдвигаются, помимо мировоззренческих, также ч теоретико-познавательные и методологические проблемы. Они возникают в астрономии как е собственные проблемы, решение которых требует философского анализа. Мировоззренческая роль философии в исследовании Вселенной проявляется теперь не столько прямо и непосредственно, сколько через тот или иной подход к теоретико-познавательным и методологическим проблемам.
Фото в статье: olegasphoto.com.ua
|