|
Бруно Джордано
(Bruno) — итальян. философ, род. в Ноле в 1548, в 1563 вступил в Доминиканский орден, но вскоре за свои сомнения относительно пресуществления и непорочного зачатия Девы Марии навлек на себя подозрения в еретичестве, принужден был бежать и в 1576 г. покинул Италию. С этих пор он скитался по Европе: в 1577 был в Женеве, оттуда отправился в Тулузу, где читал публичные лекции о книге Аристотеля "De anima", а в 1579 г. посетил Париж, где читал лекции о книге Раймунда Люлля (см.) "Великое искусство"; этим двум предметам посвящено и значительное число его сочинений. Его споры со сторонниками Аристотеля принудили его покинуть Париж, и он в 1583 г. отправился в Лондон, где оставался в продолжение двух лет. Здесь он жил под покровительством французского посланника Мишеля де Шатонеф де ла Мовисьера и написал свои главнейшие произведения; в 1585 г. снова отправился в Париж, а в следующем году в Марбург, где ему запрещено было читать лекции, вследствие чего он переехал в Виттенберг, где в 1586—88 гг. читал лекции и при своем отъезде произнес горячую похвальную речь Лютеру. В следующие годы Б. жил в Праге, Гельмштедте, Франкфурте-на-Майне и Цюрихе и в 1592 г. возвратился в Италию. Несколько месяцев он прожил в Венеции и Падуе, никем не беспокоимый. Но 22 мая 1592 г. он был схвачен инквизицией в Венеции и в январе 1593 г. отправлен в Рим, где после семилетнего тюремного заключения и тщетных попыток склонить его к отречению от своих учений, 17 февраля 1600 г., был сожжен на Кампо деи Фиори, как еретик и нарушитель монашеского обета. Мужественно заявил Б. своим судьям, подобно Сократу, что им приходится с большим страхом встретить свой приговор, чем самому осужденному. Освобожденная Италия (1865) поспешила воздвигнуть в Неаполе памятник знаменитому мученику за свободу мысли и исследования, а 9 июня 1889 был торжественно открыт ему памятник на той самой площади Кампо деи Фиори, на которой инквизиция около 300 лет тому назад позорно предала его казни. Сочинения Д. Б., из которых главнейшие написаны на его родном языке, обнаруживают ум твердый, смелый, впечатлительный, способный к сильному одушевлению, но тщетно стремящийся достигнуть ясности. Его "Cena delle ceneri" (речи в среду на первой неделе Великого поста) являются апологией коперниковской астрономии; "Spaccio della bestia trionfante" (Париж, 1684) представляет собою написанную в духе того времени довольно тяжелую аллегорию, в которой он вместо звериных образов переносит на небо добродетели и делает сатирические замечания насчет современников. В "Cabala del cavallo Pegaseo coll'aggiunta dell'asino Cillenico" (Пар., 1585) он иронически восхваляет счастье невежества. Стихотворение, изданное им под заглавием "Degli eroici furori" (Париж, 1585), прославляет божественную любовь к истине. Несколько ранее (1582) он написал сатирическую комедию "Il candelajo". Главнейшие произведения Б. относятся к метафизике и из них особенно замечательны: "Della causa, principio ed uno" (Венеция, 1584); "Del infinito universo e mondi (Венеция, 1584) и стихотворение "De innumerabilibus, immenso et infigurabili, s. de universo et mundis" (вместе с сочинением "De monade, numero et figura", Франкф., 1591). Заслуга Б. состоит в том, что он впервые стал защищать философские выводы из системы Коперника, беспощадно полемизируя против учения схоластической метафизики о центральном положении Земли. Наряду с мыслью о бесконечности мироздания, он защищал идею единства и внутренней связи всех вещей, как против эмпирического ограничения познавательной способности человека, так и против догматики схоластиков аристотелевой системы. Его учение оставалось почти незамеченным, пока не обратил на него внимания Ф.Г. Якоби в своих "Briefen über die Lehre des Spinoza", в которых он сделал извлечения из главнейших сочинений Б., а за ним Шеллинг в своем диалоге о мировой душе, озаглавленном "Bruno". Оригинальные издания сочинений Б. вообще редки; на итальянском языке они напечатаны Вагнером в "Opere di Giordano В." (2 т., Лейпциг, 1830), с биографическим введением, и П. де Логардом (Геттинген, 1888—89); на латинском языке их собрал отчасти Гефрёрер (т. 1 и 2, Штутг., 1834—36); сочинение "De umbris idearum" издал Туджини (Берлин, 1868).
Ср. Bartolomès "Jordano В. de Nola" (2 т., Париж, 1846); Clemens, "Giordano B. und Nicol. von Cusa" (Бонн, 1847); Carriere, "Die philos. Weltanschauung der Reformationszeit" (Штутг., 1847), Scartazzini, "Giordano В." (Биль, 1867); Берти, "Vita di Giordano B. da Nola" (Флор., 1868); Wernekke, "Giordano B. — s Polemik gegen die Aristotelische Kosmologie" (Дрезден, 1871); А. Соlocci, "Giordano B. Cenni biografici con documenti" (Рим, 1876); Hartung, "Grundlinien einer Ethik bei Giordano В." (Лейпц., 1879); Sigwart, "Die Lebensgeschichte Giordano B." (Тюб., 1880); Barti, "Documenti intorno a G. В." (Флор., 1880); Brunnhofer, "G. B. Weltanschaung und Verhängniss" (Лейпц., 1883). Plumptree, "Life and Works of Giordano B." (Лонд., 2 т., 1884). H. Я. Грот, "Джордано Бруно и пантеизм" (Одесса, 1885); Э.Л. Радлов в "Русск. Обозр." 1890.
Брокгауз и Ефрон, 86 т.
Бруно (Bruno) Джордано Филиппе (1548, Нола, — 17.2.1600, Рим), итальянский философ и поэт, представитель пантеизма. Преследуемый церковниками за свои взгляды, покинул Италию и жил во Франции, Англии, Германии. По возвращении в Италию (1592) был обвинён в ереси и свободомыслии и после восьмилетнего пребывания в тюрьме сожжён на костре (материалы процесса Б. см. в книге «Вопросы истории религии и атеизма», т. 1, 1950; т. 6, 1958).
В философии Б. идеи неоплатонизма (в особенности представления о едином начале и мировой душе как движущем принципе Вселенной, приведшие Б. к гилозоизму) перекрещивались с сильным влиянием воззрений античных материалистов, а также пифагорейцев. Оформлению пантеистической натурфилософии Б., направленной против схоластического аристотелизма, во многом способствовало знакомство Б. с философией Николая Кузанского (у которого Б. почерпнул и идею «отрицательной теологии», исходящей из невозможности положительного определения бога). Опираясь на эти источники, Б. считал целью философии познание не сверхприродного бога, а природы, являющейся «богом в вещах». Развивая гелиоцентрическую теорию Н. Коперника, оказавшую на него огромное влияние, Б. высказывал идеи о бесконечности природы и бесконечном множестве миров Вселенной («О бесконечности, вселенной и мирах», 1584, см. «Диалоги», 1949), утверждал физическую однородность мира (учение о 5 элементах, из которых состоят все тела, — земля, вода, огонь, воздух и эфир). Представление о единой бесконечной простой субстанции, из которой возникает множество вещей, связывалось у Б. с идеей внутреннего родства и совпадения противоположностей («О причине, начале и едином», 1584). В бесконечности, отождествляясь, сливаются прямая и окружность, центр и периферия, форма и материя и т.п. Основной единицей бытия является монада, в деятельности которой сливаются телесное и духовное, объект и субъект. Высшая субстанция есть «монада монад», или бог; как целое она проявляется во всём единичном — «всё во всём». Эти идеи оказали большое влияние на развитие философии нового времени: идея единой субстанции в её отношении к единичным вещам разрабатывалась Б. Спинозой, идея монады — Г. Лейбницем, идея единства сущего и «совпадения противоположностей» — в диалектике Ф. Шеллинга и Г. Гегеля. Таким образом, философия Б. явилась переходным звеном от средневековых философских систем к философским концепциям нового времени.
В.В. Соколов.
В космологии Б. высказал ряд догадок, опередивших его эпоху и оправданных лишь последующими астрономическими открытиями: о существовании неизвестных в его время планет в пределах нашей Солнечной системы, о вращении Солнца и звёзд вокруг оси («О неизмеримом и неисчислимом», 1591), о том, что во Вселенной существует бесчисленное количество тел, подобных нашему Солнцу, и др. Б. опроверг средневековые представления о противоположности между Землёй и небом и выступал против антропоцентризма, говоря об обитаемости др. миров.
Как поэт Б. принадлежал к противникам классицизма. Собственно художественное произведение Б.: антиклерикальная сатирическая поэма «Ноев ковчег», философские сонеты, комедия «Подсвечник» (1582, русский перевод 1940), в которой Б. порывает с канонами «учёной комедии» и создаёт свободную драматическую форму, позволяющую реалистически изобразить быт и нравы неаполитанской улицы. В этой комедии Б. высмеивает педантизм и суеверие, с едким сарказмом обрушивается на тупой и лицемерный аморализм, который принесла с собой католическая реакция.
Р.И. Хлодовский
Соч.: Opera latine..., v. 1—3, Napoli, 1879—91; Opere italiane, 2 ed., t. 1—3, Bari, 1925—27; в рус. пер. — Изгнание торжествующего зверя, [СПб], 1914; О героическом энтузиазме, М., 1953.
Лит.: Антоновский Ю. М., Джордано Бруно, его жизнь и философская деятельность, СПб, 1892; Ольшки Л., История научной литературы на новых языках, т. 3, М. — Л., 1933, с. 3—48; Веселовский А. Н., Джордано Бруно. Биографический очерк, в его кн.: Избр. статьи, Л., 1939; Джордано Бруно, Библиография переводов его сочинений и литературы о нем на русском языке, «Докл. и сообщения филологического института [ЛГУ]", 1949, в. 1; Баев К. Л., Создатели новой астрономии. Коперник. Бруно. Кеплер. Галилей, [2 изд.], М., 1955; Рожицын В. С., Джордано Бруно и инквизиция, М-, 1955; Штекли А., Джордано Бруно, М., 1964; Горфункель А., Джордано Бруно, М., 1965: Де Санктис Ф., История итальянской литературы, т. 2, М., 1964; Боянов С., Философията на Джордано Бруно, София, 1969; Silvestrini V., Bibliografia delle opere di G. Bruno..., Pisa, 1926.
БСЭ.3-е изд.
|