В.В. Болотов Лекции по истории древней церкви. Том I, Введение в церковную историю / Под редакцией проф. А. Бриллиантова, С. — П.,1907
В. В.
Болотов
Лекции по истории древней церкви.
Том I
Введение в церковную историю
Оглавление
Оглавление
Предисловие — стр.I—IX
ВВЕДЕНИЕ В ЦЕРКОВНУЮ ИСТОРИЮ.
I. Предварительные понятия — стр.1—30
1. Понятие об истории. — История, как наука honoris causa (1—5). — Смысл слова "история"; различие между γνωσις и εϊδησις и задача истории (6—8).
2. Понятие о церкви. — Наименования церкви от места богослужебных собраний (Kirche, церковь) (9—10). — Значение наименований έκκλησια и 'edta (10—14).
3. Работа историка. — а) Собрание материала (14). — б) Критика низшая (14—18) и высшая (18—22). Пример приложения приемов исторической критики к известиям о крещении Константина В. (22—26). — в) Установление связи событий (27—28).
4. Объективность и конфессионализм в церковной истории. — Требование любви к истине от историка (28—29). — Возражение против объективности церковной истории, как науки богословской (29—30). — Конфессионализм в церковной истории (30—32). — Отношение к истории различных христианских вероисповеданий (32—38). — Вопрос о пользе церковной истории (38—39).
II. Вспомогательные науки для церковной истории — стр.39—105
Дипломатика (40—43). — Сфрагистика. (43—44). — Эпиграфика (44). — Нумизматика (44). — Палеография. Материал для письма (44—46); задачи палеографии: чтение рукописей (46—48) и определение времени и места написания их (48—52); значение палеографии (52— 54). — Филология и ее значение (54—57). — География. Значение собственных имен географических (57—58); пособия и первоисточники по исторической географии древнего мира и по церковной географии (58—60). Церковная статистика (60). — Ономатология (просопография). Пособия для определения собственных имен епископов и других лиц (61—64). — Право. Пособия для уяснения наименований должностей (64—65). — Метрология и метрологические наименования (65—66). Хронология материальная и формальная (66—67). Труды по 1) материальной хронологии (67—69). 2) Формальная хронология (60—71): а) техническая (71—73) и б) математическая (астрономическая) (73—76). — Сведения о различных эрах и способах летоисчисления. — Римское летоисчисление по консулам (76—82); эра ab urbe condita и греческое счисление по олимпиадам (82). — Восточное (сирийское) летоисчисление: эра Селевкидов (83—84): антиохийская эра (84). — Египетское летоисчисление: эра Диоклетиана (84—85). — Летоисчисление от Р. Х. (эра Дионисия) (86—87); испанская эра (87). Вопрос о времени рождения и смерти Христа (87—92). Летоисчисление от сотворения мира: традиционная дата (5500), счисление александрийское и византийское (эра Анниана) (92—95). — Таблица дат по различным эрам для времени от 44 г. до Р. Х. по 42 г. после Р. Х. (96—98). — Летоисчисление абессинское, грузинское и армянское (98—100). — Мусульманское летоисчисление (101—102). — Византийское летоисчисление по индиктионам (102—105).
III . Источники церковной истории — стр.106—212
1. Монументальные источники. — Значение их (107 — 108). — Надписи на камне (108—113). Печати (113—114). — Монеты (114—117).
2. Книжные источники общего характера и их фундаментальные издания. — Творения св. отцов и церковных писателей. — Древние сборники святоотеческих писаний (118). — Издания Маи (118—119). — Патрология Миня (119—121). — Издания Питры (121 —122). — Венский Corpus латинских писателей(122—124) и Monumenta Germaniae historica (124—125). — Значение Патрологии Миня для греческих писателей и неполнота ее (125—127). — [Прим. Берлинское издание греческих христианских писателей первых трех веков (126—127). — Издания восточных писателей: Patrologia orientalis и Corpus sсriptorum christianorum orientalium (127—128)]. — Деяния соборов — Издания XVI —XVII вв. (127—131). — Изданія Гардуэна (131—132) и Манси (132—134). — План для нового издания соборных документов (134 -136). Агиографические памятники. — Acta Sanctorum болландистов (136—139). — Мученические акты (139).
3. Специальные источники церковной истории.
Греческая церковная историография.
Евсевий Кесарийский. — Его личность (139—140) и суждения о нем, как богослове (140—141) и историке. (141—144). — а) Хроника Евсевия: утрата подлинника (144—145) и издание переводов ее (145—146); изданіе Schone (146—147) и указания и коррективы к нему Гутшмида (147—151). — б) Церковная история. ее происхождение (151—152) и зиачение (152—154). Сказание о мучениках палестинских (154—155). Издания истории Евсевия (155—159). — в) Жизнь Константина (159—160). — Продолжатели Евсевия в V и VI в. — Филосторий, Исихий, Филипп сидский (160—161). — Сократ и его церковная история (161—165). — Созомен: вопрос о его отношении к Сократу и значении его труда (165—168). — Феодорит, его церковная история и другие исторические сочинения (168—171). — Феодор Чтец, Иоанн Диакреномен и Василий киликийский (172). — Евагрий и его церковная история (172—172). — Византийские гражданские историки и хронисты. — Гражданские историки в собственном смысле; Прокопий кесарийский (173—175). — Хронисты (175—176). — Панодор и Анниан (176). — Иоанн Малала (176—177). — Пасхальная хроника (177—179). — Никифор константинопольский (179—180). — Феофан Исповедник (180—181). — Георгий Амартол и дальнейшие хронисты (181—182). — Генесий (182—183). — Иоанн Скилица и Георгий Кедрин (183). — Иоанн Зонара и позднейшие писатели (184). — Церковная история Никифора Каллиста (184).
Латинская церковная историография.
Переводы с греческого языка (185—186). — Оригинальные труды по церковной истории: Лактанций, Руфин, Орозий, Сульпиций Север, Либерат, Виктор витский, национальные истории (186—188). — Западные хронисты: Проснер, Идатий, Марцеллин, Виктор тунпунский (188—190). — Труд Иеронима De viris illustribus (190). — Liber Pontifiealis (190—192).
Церковная историография на восточных языках.
Церковная историография в Сирии. — Переводы с греческого языка (194—194). — Труды Маруты (194). Хроника с именем Иисуса Столпника (195). — Перевод и продолжение истории Захарии митиленского (195—196). — Иоанн эфесский и его церковная история (196 — 197). — Эдесская хроника (197—198). — Дионисий телл-махрский (198). — Михаил Великий и его хроника (199—200). — Григорий Абу-ль-Фарадж (Барь-Эвройо) и его труды (200—201). — Несторианские писатели: Эбед-Йешу и Фома маргский (201); Мари-ибн-Сулейман и Амру бну-Матта (201—202). — Церковная история в Египте. — Коптская церковная письменность (202—203). — Труды на арабском языке: Севир ашмунайнский, Евтихий александрийский. Петр ибн-ур-Рахиб. Аль-Макин Аль-Макризи (204—205). — Эфиопская историография. — Переводная хроника Иоанна никиуского (206—208); самостоятельные хроники (208—209). — Армянская историография. — Добуквенный период: Агафангел Римлянин, Зиновий глакский, Фавст Византиец (209—211). Послебуквенный период: Моисей Хоренский, Егише, Кориун. Лазарь фарпский, позднейшие историки (211—212).
IV. Разделение церковной истории на периоды — стр.212—228
Значение деления истории на периоды (212—213). — Разделение истории церкви на два периода: до реформации и после реформации (213). — Разделение на три периода и вопрос о рубеже между древним и средним временами: эпоха Константина В., позднейшие моменты (213—214). — Деление на периоды по формам образования христианской жизни (214—216). — Попытка Вольффа (216—218). — Разделение церквей, как основание деления церковной истории на периоды и сравнительное значение отделения от восточной церкви монофиситства и западной церкви (218—219). — Отделение монофиситов и шестой вселенский собор, как эпоха (219—221). — Разделение церквей при Фотие и Михаиле Керулларие (221—226). — Граница первого полупериода (миланский эдикт 313 г.) (226— 227). — Апостольский период, как предмет библейской истории (227—228).
Указатель имен — стр.229—234