|
Ю.А. Белый Иоганн КЕПЛЕР 1571-1630, Издательство «Наука» Москва 1971
Ю.А. Белый
Иоганн КЕПЛЕР
1571-1630
Глава седьмая
Из Праги в Линц
В жизни Кеплера, «богатой» лишениями и бедствиями, 1611 год был едва ли не самым трудным и несчастливым. Политические события в стране, междоусобица между покровителем Кеплера императором Рудольфом II и его братом Матвеем привели к вооруженной борьбе и кровопролитию на улицах Праги. Вюртембергские духовные власти еще раз решительно высказались против возвращения Кеплера на родину, против предоставления ему работы в Тюбингенском университете. В дом снова ворвались нужда и смерть. Столь богатый научными результатами и относительно спокойный пражский период явно заканчивался.
В конце 1610 г. тяжело заболела перемежающейся лихорадкой не отличавшаяся и раньше крепким здоровьем жена Барбара. Течение болезни усложнилось припадками эпилепсии и появлением признаков душевного расстройства. Едва только ее состояние несколько улучшилось, как один за другим заболели оспой все трое детей Кеплера — восьмилетняя Сусанна, шестилетний Фридрих и трехлетний Людвиг (падчерица Регина, вышедшая замуж? в 1607 г., жила в это время близ Регенсбурга). Сусанна и Людвиг поправились, а Фридриху становилось все хуже. 19 февраля 1611 г. в дом пришло страшное горе — ребенок скончался.
Как раз в эти дни Прага стала ареной военных действий. Продолжавшаяся длительное время вражда между членами династии Габсбургов вылилась с 1608 г. в открытые столкновения между императором Рудольфом II и его братом Матвеем. Борьба велась силами чужеземных солдат, которые держали себя в Чехии как завоеватели, грабили и разоряли жителей. В феврале 1611 г. наемники заняли чисть Праги. В ответ на солдатские грабежи и насилие с оружием в руках выступили ремесленники. В ходе восстания пражская беднота выступила против католического духовенства, взяла штурмом и разрушила некоторые монастыри.
23 мая 1611 г. Рудольф подписал отречение от чешской короны. Королем Чехии стал его брат Матвей, 13 июня следующего года он был избран и новым императором Священной Римской империи германской нации.
Положение Кеплера, потерявшего непосредственного покровителя, становится совсем шатким и неуверенным. В этих условиях он предпринимает еще одну попытку возвратиться на родину. В предыдущем году император повелел силезским властям, ему подчиненным, выплатить Кеплеру 2000 талеров в счет долга. Однако получить эти деньги у местных властей было почти столь же безнадежным делом, как и в императорской казне. Тем не менее Кеплеру не оставалось ничего другого, как попытаться это сделать. В Силезии служил родственник герцога Вюртембергского. Желая заручиться протекцией, Кеплер пишет письмо в канцелярию герцога в Штутгарт с просьбой оказать воздействие, и одновременно просит выяснить возможность его использования в качестве профессора университета или на государственной службе. Герцог считает, что Кеплер заслуживает высшей похвалы, будет достойным преемником престарелого Мёстлина и обращается за одобрением в консисторию (церковно-административный орган у лютеран, ведавший, в частности, и «вопросами кадров»). Поднимается старое «досье» и оказывается, что Кеплер в свое время высказывался в защиту кальвинистов, считая, что их следует признавать «братьями во Христе». Естественно, нельзя доверить воспитание юношества столь темной личности, которая в молодые души может влить яд кальвинизма! Кроме того, по уставу, университетский преподаватель должен был подписывать так называемую формулу согласия — своеобразный свод законов лютеранства, Кеплер же в некоторых деталях с этим документом не был согласен и не желал его подписывать. Исходя из этих соображений, консистория сочла необходимым просьбу Кеплера отклонить, и герцог вынужден был отказать Кеплеру. Это случилось 25 апреля 1611 г.
Одно время наметилась возможность получить работу в Италии. После переезда во Флоренцию Галилей выдвинул предложение пригласить Кеплера на его место в Падую. Неизвестно, как отнесся бы к этому Кеплер, но до официального предложения дело не дошло. Позже, когда Кеплеру предложили работу в другом итальянском университете, он не принял приглашения.
Еще в декабре 1610 г. у Кеплера состоялся разговор с влиятельными лицами о возможности переезда в Линц — столицу Верхней Австрии. В конце мая 1611 г., сразу же после отречения Рудольфа II от чешской короны, Кеплер поехал в Линц, чтобы предложить там сословному собранию свои услуги в качестве преподавателя и провинциального математика. Его предложение было принято, грамота о приеме на верхнеавстрийскую службу была подписана 11 июня. Итак, вопрос о будущих занятиях как будто был решен. Вскоре поступило еще одно весьма лестное приглашение — после смерти профессора математики Виттенбергского университета Мельхиора, Йостелиуса, Кеплеру было предложено занять его место. Но уверенности не было — тамошняя консистория протежировала более благонадежному, хотя и менее ученому кандидату на это место — Амброзио Родиусу, который в конце концов заменил Йостелиуса.
Добиваясь назначения в Линц, Кеплер думал и о Барбаре. Он надеялся, что в австрийском Линце, ближе к Грацу, она почувствует себя лучше. И расходы на жизнь в провинциальном городе должны были сократиться. Возвращаясь в Прагу, он спешил обрадовать жену доброй вестью, но, приехав 23 июня домой, застал ее тяжелобольной — солдаты завезли в город инфекционные болезни, собиравшие богатую жатву в чешской столице. 3 июля дом Кеплера снова посетила смерть... Кеплер стал вдовцом, а двое его детей — сиротами без матери.
Барбара не оставила завещания на принадлежавшее ей имущество. Кеплеру ничего не досталось, кроме хлопот и улаживания споров в связи с разделом наследства между падчерицей, муж которой, по мнению Кеплера, предъявлял завышенные требования, и детьми Кеплера. Но и покончив с разделом, Кеплер не смог уехать в Линц — поверженный экс-император просил его остаться при нем, и Кеплер не нашел возможным отказаться от этой хлопотливой, «благородной», но неблагодарной миссии.
Правда, Рудольф ненадолго задержал его — 20 января 1612 г. он умер. В середине апреля Кеплер перевозит осиротевших детей в Кунстштадт, где оставляет их на попечении у одной вдовы, а сам через Брно направляется в Линц. Здесь ему предстоит прожить 14 лет.
Естественно, что переезд в Линц не мог не отразиться на Кеплере безболезненно. Прага в те времена была столицей огромной империи, при дворе и в университете собирались многие талантливые и ученые люди, общение с которыми давало Кеплеру огромное духовное удовлетворение. В провинциальном Линце Кеплер возвышался над окружающей средой и своей должностью как нечто громадное, но лишнее и ненужное. Достигаемый при этом раздражающий эффект был взаимным и углубляющимся. В грамоте о его назначении на службу было сказано, что главной его задачей является составление рудольфинских таблиц — тех самых таблиц планетных движений, которые он был обязан рассчитать на основании данных наблюдений Браге. Ему было вменено в обязанность также изготовление географической карты Верхней Австрии.
О его учебной деятельности в договоре было сказано лишь в общих чертах. Устанавливалось жалованье — 400 гульденов в год. Следует заметить, что новоизбранный император Матвей, сменивший Рудольфа, подтвердил оставление Кеплера на должности придворного математика, установив ему также жалованье в 300 гульденов и 60 гульденов на оплату жилья и топлива (правда, жалованье выплачивалось им так же «аккуратно», как и его предшественником). Причем мало интересовавшийся не только астрономией, но и астрологией Матвей не удерживает Кеплера в Праге, но предполагает привлекать его к выполнению поручений при дворе по мере надобности. В соответствии с этим он не возражает против переезда Кеплера в Линц. Так, у Кеплера как будто открывается реальная возможность сосредоточить усилия над составлением таблиц планетных движений.
Однако с самого начала линцского периода Кеплера ожидал новый удар, на этот раз со стороны лютеранского духовенства.
Лютеранская община в Линце охватывала большинство населения. С 1610 г. старшим пастором здесь был некий Даниель Гицлер, земляк Кеплера, уже наслышавшийся в Вюртемберге о свободомыслии Кеплера и относившийся к нему подозрительно. Во время очередного причастия Кеплер сам рассказал ему о своих сомнениях.
Дело сводилось к вопросу, с нашей точки зрения, имевшему мало смысла. Лютеране в борьбе за упрощение и удешевление церковных обрядов сохранили лишь два таинства — крещение и причастие, отбросив католическое учение о пресуществлении, т. е. о превращении во время причастия хлеба и вина в тело и в кровь бога по своей сущности, а не но внешнему виду. Однако их собственное толкование сущности причастия оказалось очень туманным. Они подменили термин «пресуществление» термином «присутствие». Получалось, что вино и хлеб не превращаются по своей сущности в тело и кровь бога, но тело и кровь Христа каким-то образом реально присутствует в хлебе и вине в момент причащения. Вот с этим положением Кеплер никак не хотел согласиться — ему, без сомнения, религиозному человеку, однако слишком широко трактовавшему протестантский принцип священства всех верующих, право самостоятельно толковать Библию было ближе положения кальвинистов, считавших, что принимающий причастие приобщается к телу и крови богочеловека, который присутствует в причастии не физически, как учат лютеране, а духовно.
Узнав о сомнениях Кеплера, Гидлер потребовал от него подписать «формулу согласия». Кеплер согласился сделать это с оговоркой относительно причастия. Тогда Гицлер решил не допускать его к причастию, что фактически означало исключение из лютеранской общины. О решении Гицлера было широко оповещено с церковных кафедр во время проповедей.
Кеплер, болезненно переживший новый удар по своему общественному положению, в конце сентября 1612 г. обратился с жалобой на действия Гицлера в Вюртембергскую консисторию, которой было подчинено лютеранское духовенство Верхней Австрии. Однако консистория отклонила жалобу Кеплера и признала действия Гицлера обоснованными.
Пребывание Кеплера в Линце в первый раз ненадолго прерывается весной 1613 г. — император вызвал его на заседание в Регенсбург, чтобы Кеплер убедил своих единоверцев в преимуществах новой календарной системы, но, как мы знаем, Кеплеру не удалось это сделать.
Еще до переезда в Линц Кеплер подумывал о необходимости ввести в дом новую хозяйку, чтобы было кому заботиться об осиротевших детях. На этот раз в выборе подруги жизни он проявил большую осторожность, граничащую с не свойственной ему нерешительностью и робостью. История его второй женитьбы, связанная с выбором невесты из одиннадцати кандидатур, преподносится обычно биографами как забавный анекдот. Но история эта имеет реальную почву и основана на сохранившемся письме И. Кеплера к неизвестному высокопоставленному другу, вероятнее всего, барону Штралецдорфу. Письмо написано в Линце 23 октября 1613 г. В опубликованном в последнем собрании сочинений Кеплера виде это письмо занимает восемь листов большого формата и в нем действительно характеризуются одиннадцать невест, на которых последовательно обращалось внимание вдовца, и описываются мучительные его колебания, связанные с выбором наиболее достойной. Первая из них, вдова, искренняя приятельница его покойной жены. Однако ее кандидатура не подходила хотя бы потому, что из ее детей две дочери сами были на выданье и одна из них, кстати, тоже фигурировала в списке под номером два. Чтобы избежать взаимных обид, обе кандидатуры пришлось исключить. Третья невеста была слишком молода, да и связана ранее данным словом, у четвертой был слитком высокий рост и атлетическое телосложение... Таким образом, одна за другой исключались из списка предполагаемые невесты — та слишком болезненна и худа, другая, наоборот, здорова и полна, третья слишком гордилась знатной родней и связями, четвертая — имуществом, еще одна отличалась крайней глупостью.
После долгих колебаний и размышлений Кеплер возвратился к пятому номеру приводимого им списка. «Эту девицу, — пишет он, — зовут Сусанной: она дочь Иоганна и Барбары Рейттингер, жителей города Эфердинга. Родителей ее уже нет на свете; но она получила хорошее воспитание благодаря заботе о ней г-жи Штаремберг... Лицо ее и манеры мне очень нравятся, притом же она трудолюбива и знает хозяйство. Я решился жениться на ней, и это произойдет в 12 часов 30 октября. Свадьба состоится в гостинице «Золотой лев»1.
Дочь столяра, сирота и бесприданница, 24-летняя Сусанна Рейттипгер занимала в доме баронессы Штаремберг весьма неопределенное положение — не то простая служанка, не то горничная. И предстоявшая свадьба вызвала скандальную реакцию в линцском «обществе», а также и среди части друзей и знакомых. Упомянутое письмо содержало приглашение на свадьбу знатного адресата явно с целью воздействовать в желаемом для Кеплера направлении на неблагоприятно для него сложившееся общественное мнение.
Свадьба состоялась 30 октября. Кеплер, как истый астроном, хотел сначала приурочить ее к лунному затмению, но позже пришлось отложить ее на два дня. Среди посланных приглашений одно направлено было самому императору Матвею, другое — сословному собранию (die Stände) Верхней Австрии. И император и Stände прислали новобрачным богатые подарки.
В своем выборе Кеплер не раскаивался. Во всяком случае в сохранившихся материалах — переписке, записях, воспоминаниях ни слова упрека в адрес Сусанны не найти. Она терпеливо, с достоинством переносила продолжавшиеся невзгоды и бедствия (из семи родившихся между 1614—1630 гг. детей трое умерли в раннем детстве), умела помочь мужу и поддержать его в трудный час, а в те редкие минуты, когда дом посещала добрая весть, обычно связанная с выходом новой книги, — радовалась вместе с ним. Ее ждала еще горькая участь вдовы с малыми детьми на руках и решительно без всяких средств к существованию.
Примечания
1.- Письмо Кеплера неизвестному высокопоставленному лицу. GW, XVII, 86—87.
|