|
IX. Коперник
Николай Коперник родился 12 февраля 1473 г. в Торуне, бывшем тогда главным городом прусской Польши*.
Один из биографов знаменитого астронома утверждает, что он происходил от польского дворянства, другие же говорят, что его отец был крестьянин, даже крепостной (холоп). В наше время такие противоречия не заслуживают исследования, к какому бы сословию не принадлежал член общества, благородство есть его личность, благороден тот, кто исполняет свои обязанности, украшая их добротою сердца и твердостью душевной, в глазах философа, даже ум не дает права на благородство.
Впрочем, темная родословная Коперника недавно объяснена удовлетворительно.
Дед творца «De revolutionibus orbium coelestium» родился в Богемии, переселился в Краков и приобрел там права гражданства. Он занимался торговлей, а дети его учились в городской школе. Один из них, булочник по ремеслу, женился в Торуне на Варваре Вассельрод, сестре Вартийского епископа. Астроном Коперник родился от этого брака.
Ребенком Коперник учился древним языкам в небольшой Торуньской школе св. Яна. Когда ему исполнилось 18 лет, дядя отправил его в Краковский университет, где он прилежно занимался философией и медициной, но случай привел его на лекции Альберта Брудзевского, профессора астрономии, и молодой Коперник понял свое настоящее призвание.
В то же время Коперник упражнялся в живописи и сделал в ней замечательные успехи. Когда ему исполнилось 23 года, он отправился в Италию и в Падуе и Болонье слушал лекции философии, медицины и астрономии.
В 1499 г. находим Коперника в Риме, уже профессором математики. В его аудитории собирались многочисленные и избранные слушатели.
По возвращении в Краков в 1502 г. он стал священником. Тогда ему было тридцать лет.
По ходатайству своего дяди епископа в 1510 г. он получил место каноника в Фрауенбурге, маленьком городке, лежащем на берегу Вислы. Тут он разделял свое время между обязанностями должности и размышлениями об астрономических вопросах. Он оказывал также пособие бедным больным, пользуясь медицинскими знаниями, приобретенными в итальянских университетах.
Во времена Коперника еще не думали, что ученые не способны к занятиям общественными делами. Каноники, товарищи, вверили ему процесс против рыцарей Тевтонского ордена, и он победил своих свирепых противников. Также по его проекту переменена монетная система на сейме к Грудзионзе 1521 г.
Городок Фрауенбург стоит на горе и жители его нуждались в воде. Коперник построил гидравлическую машину, которая разливала воду по всем домам.
Творение «De Revolutionibus orbium coelestium», передавшее имя Коперника в отдаленное потомство, было плодом тридцатилетних размышлений. Автор хранил его в рукописи в продолжение тридцати семи лет, но его главные основания он открывал современным ученым. Эти основания, противоположные принятым мнениям, подвергались унизительным насмешкам.
Наконец, убежденный настояниями своего друга, Кульмского епископа, Коперник решился напечатать свою книгу. Его ученик Ретик занимался ее изданием. Она была напечатана в Нюренберге в 1543 г.
В начале книги находится посвящение папе Павлу III, написанное твердым и благородным языком.
«Ваша власть (говорит Коперник) защитит меня от недоброжелательной злости, хотя, по пословице, нет лекарства от уязвления клеветников...
Я уверен, что ученые и глубокие математики одобрят мои исследования, если они, как следует истинным философам, основательно разберут мои доказательства. Я не думаю о том, что легкомысленные и невежественные люди превратно толкуют некоторые места св. писания. Я вперед объявляю им свое презрение...
О математических истинах могут судить одни только математики».
Некоторые из уважаемых историков астрономии считают это посвящение дипломатической хитростью. Они думали, что Коперник сказал: «Моя гипотеза не нелепее гипотезы древних». Но Цинский справедливо заметил, что этих слов нет в посвящении. Они находятся в предисловии Оссиандера, издателя творения Коперника, в предисловии, не подписанном знаменитым астрономом.
В мнении священной конгрегации от 1620 г. читаем: «Принимаем во внимание, что Коперник не гипотетически предложил учение о движении земного шара — учение, противное св. писанию и его точному толкованию (Римско-католической церковью). Напротив, он считает свое учение истинным и несомненным, и потому оно нетерпимо в истинном христианине».
Коперник умер во Фрауенбурге 23 мая 1543 г. Перед смертью он имел удовольствие держать в своих ослабевших руках экземпляр своего творения, присланного к нему Ретиком.
Творение Коперника было осуждено конгрегацией цензуры (индекса) 5 марта 1616 г., в папство Павла V. Акт подписан кардиналом Сент-Сесилем, епископом Альбой и братом Мадлейном по прозвищу железная голова. Замечательно, что папа не подписал этого акта невежественной нетерпимости.
Нельзя не вспомнить, что даже люди ученые были напитаны унизительными предрассудками. Славный сицилийский геометр аббат Мавролик считал учение Коперника совершенно бессмысленным, за которое почтенного Торуньского каноника следовало бы высечь розгами публично.
Император Наполеон, проезжая через Торунь в 1807 г., захотел узнать все предания о Николае Копернике. Узнав, что в доме знаменитого астронома живет ткач, он велел проводить себя в его бедное жилище. Ветхий дом состоит из подвального отделения и из двух этажей. В нем все сохранено в первобытном виде: портрет астронома по-прежнему висит над кроватью с саржевыми занавесками, под которыми спал Коперник, стол, шкаф, два кресла, словом, вся мебель принадлежали незабвенному канонику. Император хотел купить портрет для своего музея в Лувре, но ткач не согласился уступить его ни за какую цену, потому что «портрет приносит счастье его хозяйству». Уважив простодушие ткача, император отказался от своего желания.
Из дома ткача Наполеон посетил церковь св. Яна, чтобы взглянуть на гробницу Коперника. Время почти разрушило ее. Император приказал за свой счет возобновить памятник, подвинув его к алтарю на самое видное место.
Переходим к краткому разбору содержания бессмертной книги Коперника. Объем наших биографий не позволяет подробностей.
Зодиак разделяется на двенадцать частей, из которых в каждой содержится по 30 градусов. На этом кругу не трудно назначить диаметрально противоположные точки. Коперник заметил, что когда одна из этих точек находится на восточном горизонте, то другая бывает на Западе в диаметральной противоположности. Отсюда он заключил, что линия, соединяющая две точки на небе, разделенные 180 градусами, есть диаметр, а не хорда небесной сферы. А т. к. такие диаметры должны проходить через центр земли, то земля ничтожна относительно расстояния звезд. Математически этот вывод не подлежит сомнению. Но надо заметить, что наблюдения, на которых он основывается, не могли во всей строгости привести к нему, потому что во времена Коперника не знали преломления лучей света в атмосфере, особенно при горизонте.
Надо отдать честь Копернику за его справедливость к древним писателям. В своей книге он ссылается на свидетельство Цицерона о Никите сиракузском, как математике, который видимое обращение небесной сферы от востока к западу объяснял вращением земли от запада к востоку. Филолай, столь знаменитый философ пифагоровой школы, что Платон для него одного ездил в Италию, также утверждал, что Земля есть планета, обращающаяся около Солнца. Коперник основательно исследовал, согласно ли это мнение с небесными явлениями. Сперва он объясняет, что, рассматривая видимое солнечное движение отдельно, можно принимать Землю и неподвижной, и движущейся. Потом он приступает к подробностям. Если Земля — планета, то она через каждые шесть месяцев бывает в точках, диаметрально противоположных. Такое явление дает основание, с которого можно определить расстояния планет от Земли, измерив углы с его концов и вычислив упомянутые расстояния по самому основанию.
Узнав отношение поперечников орбиты Земли и орбит Марса, Юпитера и Сатурна, зная кроме этого время полного обращения всех этих планет, Коперник мог вычислить не угловую их скорость, которая здесь не идет к делу, а скорость в милях или во всякой другой мере. Из этого вычисления он вывел, что Земля в данное время протекает большее пространство, нежели Марс, Марс — большее, чем Юпитер, а Юпитер — большее, чем Сатурн. Отсюда он заключил, что во время противостояния Марса и Земли, Марс должен казаться отступающим, или движущимся между звездами по направлению, противоположному направлению Земли. То же заключение относится и к Юпитеру и к Сатурну.
Сверх того, величины дуг отступления и времена стояния планет прежде и после их противостояния удивительно согласуются с объяснением Коперника, и явление, которое затрудняло, сбивало с толку древних астрономов, стало совершенно понятным, стало необходимым следствием движения Земли вокруг Солнца. Вот, на мой взгляд, важнейшее открытие Коперника.
Во времена этого великого человека, истинные основания механики, верные понятия о движении тел были почти неизвестны. Коперник думал, что круговое движение необходимо связано с вращательным, и потому движение Земли около солнца он уподоблял тому движению, которое должна совершить Земля, если бы ее центр был соединен с центром Солнца негибким прутом. Отсюда он заключил, что вследствие поступательного или годичного движения Земля всегда была бы обращена к Солнцу одной стороной и различные диаметры Земли направлялись бы к различным точкам пространства. Но видимое обращение неба, объясняемое обращением земли на ее оси, требует, чтобы эта ось всегда оставалась параллельной самой себе, или, будучи продолжена бесконечно, всегда проходила бы через одни и те же звезды. Чтобы удовлетворить такому требованию, необходимому для объяснения суточного движения и времен года, Коперник предположил, что земля имеет третье движение, от которого ее ось удерживает свою параллельность, нарушаемую поступательным или годичным движением. Кеплер и Галилей после доказали, что зависимость между движением круговым и вращательным, допускаемая Коперником, не существует. Великий астроном торуньский ошибался, но ошибался потому, что еще не наступило время для великих открытий.
Итак, Земля может обращаться вокруг Солнца, оставаясь всегда параллельной себе и третье движение, придуманное Коперником и усложнившее его систему, совсем не нужно. Впрочем, это движение привело к весьма простому объяснению предварения равноденствий, т. е. общей годичной перемены в долготах звезд на 50″.
Коперник, смело уничтожая основание астрономии Гиппарха и Птолемея, нимало не сомневался в точности их наблюдений, которые Птолемей объясняет циклами: Коперник употребил ту же гипотезу для объяснения неправильности в движении Солнца, планет и также некоторых мнимых изменений в предварении равноденствий и в наклонении эклиптики к экватору. Вся сложная машина разрушена трудами Кеплера. С его времени система Коперника окончательно получила простоту, сообразную с законами природы.
С удивлением находим в книге Коперника мнения древних философов о преимущественном совершенстве кругового движения. Но такова участь человечества: самые высокие умы с трудом освобождаются от предрассудков, укорененных веками. Впрочем, гений Коперника действительно сотворил новую астрономию, в его книге читаем: «Я называю тяготением то естественное стремление частей вещества, которым они взаимно соединяются, какое бы место ни занимали в пространстве».
Коперник был первый астроном своего века по глубине соображений. Как астроном-практик, он должен уступить первенство даже астрономам арабским. Но он в этом не виноват. В его распоряжении были самые бедные средства. Несмотря на это, мы прилагаем здесь числа, выведенные из наблюдений и показывающие, на сколько градусов должно понижаться Солнце под горизонт, чтобы планеты и звезды сделались видимыми.
|
Пониж. Солнца |
Звезда первой величины |
12° |
Венера |
5° |
Сатурн |
11° |
Юпитер |
10° |
Марс |
11° |
Эти числа, понятно, надо считать средними, потому что звезда первой величины, весьма близкая к заходящему Солнцу, откроется после звезды того же блеска, но более удаленной от Солнца к противоположной точке на небе.
Примечания
*. Много спорили о вопросе: кто был Коперник, поляк или немец? Сообщаю здесь записку одного поляка, слушавшего мои лекции в парижской обсерватории.
«В конце XVIII столетия, по разделении Польши, Торун и Фрауенбург со всей прусской Польшей, называемой Королевской, отошли к Бранденбургскому маркграфству, которое в 1525 г. получило часть Пруссии и потом по ней маркграфы приняли титул Прусских Королей. Этот переход части Королевской Пруссии, бывшей польской провинцией, во владения немецкого дома (1772—1795 г.), заставил некоторых писателей утверждать, что Коперник был немец».
В подробной биографии Коперника, изданной в Париже 1847 г. Яном Цинским, автор, заметив, что в 1454 г. провинции, называемые Королевской Пруссией, снова были присоединены к Пруссии торжественным договором, сильно протестуют против того, что статуя Коперника поставлена между немецкими знаменитостями в Валгале, около Мюнхена, потом приводит решительное доказательство польского происхождения Коперника: в списке студентов Падуанского университета Коперник был записан в число учившихся в нем поляков.
|