Материалы по истории астрономии

Работы по практической механике

Точное измерение текучей воды, проходящей через отверстия больших размеров и различной формы, весьма важно для практической гидравлики, особенно для точного определения силы двигателей во многих заводах. Касательно этого предмета опыты, начатые Понсле (1807), продолжаемые и конченные Лебросом (1808), доставляют инженерам данные, в которых они до сих пор нуждались. Занимающиеся промышленностью не будут более вести разорительные и нескончаемые процессы, — и этим они обязаны старой Политехнической школе.

Заводы и государственные арсеналы почти всегда находятся на реках. Вода сделалась главной двигающей силой больших военных и морских заведений. Несколько лет поняли необходимость сообщать этой силе возможно большую энергию, по обстоятельствам. Тот же Понсле начал думать об этой задаче, и всякому известно, какую пользу извлек он из машины, которую благодарная промышленность назвала колесом Понсле.

Паровые машины ежедневно доказывают свое могущество пред глазами восторженной публики; но надобно признаться, что в них важное неудобство, — они разрываются с ужасными и плачевными следствиями. Когда предусмотрительное правительство захотело предписать их строителям предостерегающие правила, тогда кто сообщил ему необходимые данные? Сперва Дюлон (1801)*, потом Реньо (1830). К этому нужно прибавить, что, производя опыты, и тот и другой ученый могли взлететь на воздух; но они думали только о безопасности своих сограждан.

Практики знают, как много сберегается горючего материала в локомотивах от так называемой высовки клапана (avance de la soupape). Практические правила, употребляемые строителями, составлены Клапейроном.

Один из наших главных металлических рудников, рудник Гюелгоат, в департаменте Финистера, ежегодно более и более наполнялся водой, становился совсем неспособным для разработки; надобно было немедленно изобрести самое действительное средство для прекращения потопа. Черпальная машина, образец остроумия, устроенная Юнкером (1809), совершенно удовлетворила требованию. Если она находилась в таком месте, которое часто посещают знатоки дела, то заслужила бы общее удивление.

Машины, служащие для очищения тины, накопляющейся в портах от тинистых речек, изобретены Губером (1797).

Одно из наших заведений, весьма уважаемое практиками, находится в Париже, на улице Станислава; в нем делаются наши публичные дилижансы и вагоны для железных дорог. Здесь разумно приведены в дело все средства практической механики; благодаря новейшим изобретениям, все идет с точностью и правильностью, удивляющими знатоков. Учредил это обширное заведение Арну (1811). Имя этого инженера всегда будут упоминать с уважением в истории железных дорог за его изобретение суставчатых поездов, в которых локомотивы и вагоны могут извиваться сообразно с изгибами дороги, что видим на дороге между Парижем и Со. Одна привычка и рутина до сих пор не допускают это изобретение к общему употреблению; но во всяком случае, оно остается живым свидетельством гениальности изобретателя.

Во Франции есть мануфактура машин, которая может поспорить с обширнейшими заведениями того же рода у наших соседей за Ла-Маншем; она находится в Индре, на одном острове Луары, в небольшом расстоянии от Нанта. Там посетители удивляются силе работы, красоте отделки и разумному расположению всех частей мануфактуры, которая всегда была под управлением воспитанников Политехнической школы, наиболее отличившихся в теории.

Взглянув на материалы различных принадлежностей железных дорог, тотчас заметим, что в них главную роль играют простые и сложные пружины. До сих пор пружинное дело не обращало на себя надлежащего внимания строителей. Вследствие ученого и прилежного труда, Филипс (1840) составил для того правила, которым ныне следуют во всех мастерских заводов, назначенных для предметов, употребляемых на железных дорогах.

Лешателье (1834), заведывающий материальною частью на многих железных дорогах, первый открыл причину неправильностей в движениях и показал средства для их уничтожения или, по крайней мере, для их уменьшения. Объяснения его надобно читать в изданном им сочинении, вместе с тремя его друзьями, под названием: Руководство для механика — строителя и кондуктора локомотивов. Это сочинение есть наилучшая ручная книга для практиков.

Путешественники в Германию или из Германии должны останавливаться в Страсбурге для посещения табачной мануфактуры, устроенной Ролланом (1832). Обозрение остроумных механизмов докажет им, что практика может совершенно дружиться с высшими теоретическими знаниями.

В этом изображении услуг, оказанных практической механике старыми воспитанниками Политехнической школы, остался бы важный пропуск, если бы я не упомянул о мастерской математических снарядов, управляемой Фроманом (1835). Здесь посетитель с удивлением увидит все тонкости науки, превращенные в практические работы снарядов астрономических, морских и геодезических всех размеров. Здесь же делаются и те снаряды, которые нельзя сделать на заводах, назначенных для огромных механизмов.

Примечания

*. Сотрудником Дюлона в исследованиях, предпринятых по определению академии наук, был Араго; они определили упругость водяных паров при высоких температурах и составили для нее эмпирическую формулу.

«Кабинетъ» — История астрономии. Все права на тексты книг принадлежат их авторам!
При копировании материалов проекта обязательно ставить ссылку