|
II. Птолемей
Неизвестно ни места, ни времени рождения Птолемея — астронома, который в продолжение многих веков пользовался таким уважением, что многочисленные почитатели называли его божественным. Можно считать верным только то, что он жил при Адриане и Антонине, сделался известным около 130 года и умер после 22 марта 141 г. нашей эры.
Подробности его жизни также неизвестны. Некоторые писатели, основываясь на сходстве имен, утверждали, что он принадлежал к царственному роду Птолемеев, но скрывал знаменитость своего происхождения, хотел прославиться своей ученостью и потому провел всю жизнь в созерцании неба, наблюдая его в одном из отделений египетского храма в Канопе. Главное свое сочинение Птолемей скромно назвал «Математическим сборником или синтаксисом». Арабские переводчики превратили его в «великое творение» и это имя (Альмагест) навсегда осталось при нем.
Альмагест пользовался на Востоке столь великим уважением, что победоносные халифы, заключая мир с византийскими императорами, требовали списки птолемеева творения.
В Альмагесте Птолемей ясно изложил свою систему мира, со множеством относящихся к ней вопросов, в нем находятся также описания снарядов, которые Птолемей считал необходимыми для точных наблюдений.
Если астроном захочет ныне изучить Альмагест во всех подробностях, не только для одного исторического знания, но и для извлечения из него данных для своих исследований, то слава Птолемея покажется ему сомнительной. Кеплер, увидав, как трудно согласовать выводы Птолемея с новейшими наблюдениями, не захотел посягнуть на знаменитость александрийского астронома и предложил, что в продолжение пятнадцати веков произошли на небе значительные перемены. Но Галлей, Лемонье, Лаланд и Деламбр не были так снисходительны: они обвиняли Птолемея в подделках древних наблюдений Гиппарха, в присвоении некоторых из них и в утайке тех из них, которые не согласовались с его теорией. С этого возникли споры между первоклассными учеными, кончившиеся тем, что древняя слава Птолемея много убавилась и первенство было предоставлено старому Гиппарху.
Другие сочинения Птолемея дошли до нас только в арабских переводах. Из них упомянем здесь только о его «оптике», латинские переводы которой хранятся в парижской библиотеке и, кажется, в одной библиотеке в Италии. В этой книге содержится таблица преломлений света при переходе из воздуха в воду и стекло, следовательно оптика Птолемея есть единственное сочинение, из которого видно, что древние греки занимались физическими опытами. Здесь же находим точные понятия о преломлении света в атмосфере: величины преломления не верны, но Птолемей верно знал, что преломление света увеличивается от зенита к горизонту, и в зените свет не меняет своего направления.
|