|
VI. Эбн-Юнис
Эбн-Юнис (Абуль-Гассан бен-Абдеррахман бен-Ахмед бен-Юнис Абдала бен-Муса бен-Мезара бен-Гафез бен-Гиан), родившийся в Египте около середины X века, принадлежал к древнему роду, вышедшему из Йемена. Один из его предков, искусный правовед, славился знанием преданий, важной частью гражданского и религиозного права мусульман: отец его, Абу Саид Абдерахман, написал историю Египта. Сам он получил блестящее воспитание и доказал, что можно быть в одно время музыкантом, поэтом и математиком.
Когда фатимиты завладели Египтом и Моез-Лидиналлах основал Каирский халифат, и когда в империи арабов происходили страшные потрясения, тогда Эбн-Юнис, предпринимавший путешествие в Ирак и нашедший в школе Абуль-Вефы любовь к астрономии в халиф Азизе, преемник Моез-Ладиналлаха нашел благосклонного покровителя, доставившего ему средства для многочисленных наблюдений в продолжение тридцати лет от 977 до 1007 г. Они были начаты при Азазе, продолжались в первые одиннадцать лет царствования Хакема и относились к солнечным и лунным затмениям, соединениям планет между собой и со звездами и пр. Эбн-Юнис наблюдал в великой Кавафе, над мечетью, которую потому назвали мечетью обсерватории. Потом Хакем, известный своим сумасбродством, но страстно любивший астрономию, велел построить обсерваторию на горе Мокаттам, к востоку от Каира, и часто сам посещал ее для изучения неба. Известно, что этот халиф был главой религии Друзов.
Эбн-Юнис, окончив большое сочинение, посвятил его Хакему. Оно называлось: «Таблица Хакемита» и состояло из четырех томов, но до нас дошли только его отрывки, по которым, однако, можно судить о его высоком достоинстве. Дагольрэ (Dashaulerayes), Конень и Седильо перевели из несколько любопытных глав. Кроме собственных, Эбн-Юнис собрал множество наблюдений своих предшественников от Аль-Мамуна, т. е. в продолжение полутораста лет. В его книге также находим много практических приемов и правил, приближающих арабскую тригонометрию к новейшей употреблением тангенсов, начатым Абуль-Вефой, и многими другими вспомогательными способами для облегчения вычислений, придуманными в Египте не ранее первой половины XVIII века. Еще мы обязаны Эбн-Юнису гномоном со скважиной и важными поправками в греческих таблицах. По этим причинам книга его на всем востоке заменила птолемеев Альмагест. Луно-солнечные таблицы Эбн-Юниса переписаны:
1) персиянами в таблицах Омер-Кейма, в которых показана истинная величина тропического года (1079 г.),
2) греками в «Синтаксисе Хризококка»,
3) в «Таблицах Илханских» Нассир Эддина Тусси и
4) китайцами в астрономии Ко-Чу-Кинга.
Таким образом, влияние ученой каирской школы распространилось к западу и возбудило деятельность ученых Магреба и Испании.
Эбн-Юнис отличался рассеянностью и своими странностями забавлять Хакема. Может быть, он притворялся, потому что под гнетом восточного деспотизма за одно нескромное слово расплачиваются жизнью. Современник Эбн-Юниса, знаменитый математик Гассан бен-Гаильтрем (Альгазен) также притворялся полоумным.
Эбн-Юнис умер в Каире в 1008 году.
|