Авторы и пропагандисты фундаментальных идей, формировавших астрономическую картину мира на разных этапах ее развития
Фалес Милетский (624—548): материалистическое представление о Вселенной, шарообразность Земли, первоначало всего — вода.
Анаксимандр (ок. 610—546): беспредельное первоначало — апейрон; единственность и циклическое развитие Вселенной.
Анаксимен (ок. 588—525): первичная субстанция — вечно движущийся воздух; сгущение и разрежение как способ формирования всех вещей; звезды — воспламенившиеся испарения Земли, ниже Луны и Солнца.
Пифагор (ок. 570—497): первая негеоцентрическая система мира; числовая гармония Вселенной, музыка сфер.
Лао Цзы (VI в. до н. э.): материальность Вселенной; три принципа ее развития (дао — путь, направление изменений, дэ — «энергия», у-вэй — невмешательство, гармония с природой).
Цзы Хань (VI в. до н. э.): первоначало всего — небесный элемент цн.
Сян-гун (VI в. до н. э.): шесть видов ци; опасность вмешательства в природу — нарушения порядка цн.
Гераклит Эфесский (ок. 544 — ок. 483): первоначало всего — огонь; принцип закономерности, необходимости, управляющий Вселенной (Логос); бесконечная изменяемость всего, идея подвижности Земли.
Парменид (вторая пол. VI — нач. V в.): первое логически завершенное учение о Вселенной в целом как о единственном, однородном, поэтому абсолютно неподвижном, неизменном, непроявляющемся бытии, а потому абсолютно непознаваемом (первый «космологический парадокс»).
Левкипп (ок. 500—440): Вселенная как беспредельное множество бескачественных, различающихся размером и формой атомов (букв. — нерассекаемых), движущихся в пустоте и составляющих видимые тела, а потому подвижная в своих элементах, проявляющаяся для наблюдателя и развивающаяся (снятие парадокса Парменида). Введение абсолютной пустоты.
Анаксагор (ок. 500—428): Вселенная как бесчисленное множество вечных Неизменных первичных качеств — самостоятельно существующих элементов бытия, в том числе парных (холод — теплота и т. ц.). Развитие Вселенной под действием противоположных сил (разделяющего вращения и стремления подобного к подобному) и направляющего принципа «Нус» (Ум). Отрицание абсолютной пустоты. Возникновение единственной материальной Вселенной как внезапного вихря; светила — оторвавшиеся от Земли при ее быстром первоначальном вращении куски скал, раскалившиеся при движении сквозь огненный эфир.
Филолай (V в. до н. э.): первое обнародование пифагорейской системы мира.
Демокрит (470/457—370/357): развитие атомистического учения Левкиппа. Вселенная — из неделимых бескачественных движущихся элементов материи, подчиняющихся строгим механическим законам (идея детерминизма). Абсолютное пространство как однородная изотропная пустота. Возникновение местных вихрей — зародышей будущих вселенных с локально анизотропным пространством. Сосуществование вселенных, различающихся структурой и возрастом. Утверждение звездного состава Млечного Пути.
Платон (429—347): введение мирового эфира как особой небесной стихии; геометризация стихий (сопоставление их с пятью правильными многогранниками — «Платоновыми» телами); идея рождения времени с рождением Вселенной — единственной, конечной, невечной. Идея изучения природы путем разложения сложных явлений на простые элементы, доступные математическому описанию.
Евдокс (ок. 408 — ок. 355): первая математическая геоцентрическая модель мира (из 27 гомоцентрических сфер).
Гераклид Понтийский (388—315): гелиогеоцентрическая система мира; идея суточного вращения Земли.
Аристотель (384—322): первая целостная логически завершенная и опиравшаяся на наблюдения космофизическая картина мира: материальная Вселенная конечна, замкнута, единственна (охватывает всю существующую материю), а потому вечна; разделение природы тел и движений на принципиально различающиеся подлунный и надлунный (космический) миры (принцип «дихотомии»). Идея анизотропии пространства, объясняющей геоцентризм мира. Отрицание существования абсолютной пустоты.
Эпикур (341—270): материальная беспредельная Вселенная, подчиняющаяся механическим законам; дополнение механического детерминизма Демокрита идеей самопроизвольных уклонений движений атомов от прямолинейных («клина́мен»), обеспечивающих столкновение атомов и общее изменение, развитие материального мира. Идея анизотропности беспредельного пространства (наличие «верха» и «низа» в нем).
Зенон Китийский (ок. 336 — ок. 264): идея «пневмы» — особой среды, находящейся в состоянии натяжения, заполняющей Вселенную, пронизывающей все тела и определяющей развитие всего.
Куэй Ши и Гуньсунь (IV—III вв.): материальное единство и бесконечность Вселенной в пространстве и во времени.
Аристарх Самосский (ок. 310—230): наиболее ранняя известная идея гелиоцентризма.
Сунь Цзы (296—238): материальность Вселенной, развивающейся по естественным законам.
Архимед (ок. 287—212): первая известная умозрительная оценка колоссальных размеров звездной Вселенной; изложение гелиоцентрической идеи Аристарха.
Гиппарх (190/180—125): идея движения звездной сферы, помимо суточного (как объяснение явления прецессии); математическое моделирование неравномерного движения Солнца и Луны с помощью эксцентриков.
Лю Ань (II в. до н. э.): рождение Вселенной «из пустоты» (в смысле — из жизненного мирового эфира).
Ван Чунь (I в. до н. э.): рождение Вселенной из вечной материальной субстанции «ци» как проявление самодвижения материи и в силу принципа «дао».
Сенека Л.А. (Младший) (ок. 4 г. до н. э. — 65 г.): космическая природа комет (наиболее ранняя известная идея).
Птолемей К. (ок. 87—165): полная математическая геоцентрическая модель движений Солнца, Луны и планет на базе идеи деферента, эпицикла и новой оригинальной идеи экванта — как основа для формирования классической геоцентрической картины мира.
Плутарх (ок. 46 — ок. 127): обоснованная косвенным экспериментом идея неровности поверхности Луны (отрицание идеальной гладкости поверхности небесных светил).
Лукиан Самосатский (II в.): первое сочинение о полетах на Луну, Солнце и звезды как свидетельство укреплявшейся идеи материальности небесных тел.
Ориген (ок. 185—253/254): библейское обоснование идеи множественности обитаемых миров и множественности вселенных.
Василий Великий, Григорий Нисский (IV в.): защита идеи шарообразности Земли как не противоречащей Библии.
Ариабхата (476—550): поддержка идеи шарообразности Земли.
Косма Индикоплов (VI в.): возвращение к идее плоской Земли.
Брахмагупта (598 — после 665): идея тяготения.
Анания Ширакаци (VII в.): защита идеи шарообразности Земли, звездного состава Млечного Пути, естественного развития мира.
Иоанн Дамаскин (VIII в.): возрождение элементов античных космологических учений.
Бируни (973—1048): возможность осевого вращения Земли; идеи астрофизического содержания (наиболее раннее объяснение зодиакального света и др.).
Чжан Цзай (1020—1077): формирование Вселенной в результате сгущения первоначальной субстанции ци и развитие ее в результате взаимодействия противоположных начал «инь» и «ян» (составных частей ци).
Гроссетет Р. (1175—1253), Бэкон Р. (1214—1292/1294): геометрико-оптико-космологическая концепция формирования Вселенной по аналогии с мгновенным распространением сферического пучка света; световая сфера как силовая с ослаблением действия ~r-2; ее плотное ядро — Земля, небесные тела — из неоднородностей плотности на периферии мгновенно расширившейся, но конечной сферы световой материи.
Буридан Ж. (ок. 1300 — ок. 1358): защита идеи движения Земли (осевого и поступательного, пространственного).
Орем Н. (ок. 1323—1382): несоизмеримость небесных движений и нециклическое, эволюционное изменение Вселенной.
Николай Кузанский (Кребс, 1401—1464): бесконечная, однородная, изотропная, вещественно единая Вселенная; движение Земли в пространстве; распространенность жизни во Вселенной.
Леонардо да Винчи (1452—1519): материальное единство Вселенной, множественность центров тяготения, но не взаимодействующих друг с другом; нецентральность положения Земли.
Коперник Н. (1473—1543): полная логически и физически обоснованная и математически разработанная гелиоцентрическая система мира; допущение трех движений Земли: осевого, орбитального и «третьего» (для объяснения прецессии) отправная точка первой великой научной революции в естествознании.
Гильберт В. (1540—1603): идея глобального магнетизма и первая попытка объяснить на этой основе осевое вращение Земли.
Тихо Браге (1546—1601): полная гелио-геоцентрическая система мира; идея рождения звезд из диффузной материи, якобы составляющей Млечный Путь (для объяснения сверхновой 1572 г. в Кассиопее).
Бруно Дж. (1548—1600): дальнейшее развитие идеи гелиоцентризма, отрицание абсолютного гелиоцентризма; идея бесконечности, ацентричности Вселенной, множественности обитаемых миров, самодвижения (одушевленности) небесных тел.
Галилей Г. (1564—1642): научная революция в механике; опровержение принципа дихотомии (разделения надлунного и подлунного миров) открытием гор на Луне; наблюдательное обоснование и пропаганда гелиоцентризма.
Кеплер И. (1572—1630): защита и развитие гелиоцентризма — отказ от принципа круговых равномерных бессиловых движений небесных тел (научная революция в небесной механике); новое понимание числовой гармонии мира (в основе природы — количественные законы); идея всемирной космической силы типа магнитной с источником в Солнце.
Декарт Р. (1596—1650): возрождение вихревой космогонии; бесконечность Вселенной, отрицание абсолютной пустоты; множественность солнечных систем.
Гюйгенс Х. (1629—1695): гипотеза о туманности Ориона как разрыве в небесной сфере, сквозь который видны далекие огненные области Вселенной.
Гук Р. (1635—1703): развитие идеи силы всемирного тяготения; два возможных объяснения лунных кратеров-цирков (вулканическое и ударное, от внешнего тела).
Ньютон И. (1643—1727): завершенная физическая и астрономическая картина мира на основе классической ньютоновской механики и закона всемирного тяготения; неизбежность бесконечности гравитирующей звездной Вселенной; абсолютные независимые пространство и время, не зависящие от наличия материи. Отрицание чисто механической космогонии (из-за симметрии механических движений); идея необходимости вмешательства разумной силы для компенсации взаимных возмущений в движениях небесных тел и поддержания устойчивости Солнечной системы.
Лейбниц Г. (1646—1716): первая гипотеза о раскаленном состоянии прото-Земли («Протогеи»).
Галлей Э. (1656—1742): млечные туманности — самосветящиеся образования огромных размеров; первая идея космической природы болидов; наиболее ранняя формулировка фотометрического парадокса.
Дерхем В. (1657—1735): идея огромных размеров и чудовищной удаленности млечных туманностей, их существенной роли во Вселенной. Две допускаемые гипотезы об их природе: скопление тонких паров или разрывы в небесах (возрождение идеи Гюйгенса).
Фонтенель Б. (1657—1757): множественность обитаемых миров и качественное разнообразие жизни во Вселенной.
Уистон В. (1667—1752): первая катастрофическая гипотеза о происхождении Земли (из кометы, захваченной Солнцем в результате столкновения ее с несколькими другими кометами).
Сведенборг Э. (1688—1772): развитие вихревой космогонии: Земля — из вихревой струи вещества, вырвавшегося из Солнца. Упорядоченность системы звезд Млечного Пути под действием магнитных сил.
Бюффон Ж.Л. Л. (1707—1788): планетная катастрофическая космогоническая гипотеза: синтез и развитие идей Уистона и Сведенборга.
Райт Т. (1711—1786): млечные туманности — самостоятельные вселенные в виде относительно тонких полых сферических или кольцевых звездных слоев («островные вселенные»). Млечный Путь — визуальный эффект наблюдения изнутри звездного слоя. Идея движений звезд слоя вокруг общего центра системы («эклиптика звезд»).
Бошкович Р. (1711—1787): идея взаимопроникающих, по взаимно ненаблюдаемых вселенных.
Эпинус Ф. (1724—1802): лунные цирки — свидетельство продолжающейся вулканической деятельности на Луие; идея ледяного ядра комет.
Кант И. (1724—1804): первая универсальная эволюционная космолого-космогоническая гипотеза холодного образования Солнечной системы из пылевидной материи; первая интерпретация Млечного Пути как реальной дисковидной динамической системы звезд; идея иерархической структуры островной Вселенной с общим центром вращения.
Ламберт Г. (1728—1777): иерархическая структура Вселенной с конечным (единым покоящимся) центром; идея динамической эволюции Млечного Пути как системы звезд.
Гершель В. (1738—1822): скучивание млечных туманностей в скопления и сверхскопления и пластообразная крупномасштабная структура мира туманностей. Гипотеза группового формирования звезд из диффузной материи (под действием гравитационного сжатия), продолжающегося и в наше время.
Лаплас П.С. (1749—1827): детальное развитие небулярной планетной космогонической гипотезы.
Хладни Э. (1756—1827): космическое происхождение аэролитов (детально развитая и обоснованная концепция).
Ольберс Г. (1758—1840): первая ставшая широко известной формулировка фотометрического парадокса, с выводом о необходимости существования межзвездного поглощения света (парадокс Ольберса — Шезо). Катастрофическая гипотеза происхождения астероидов в результате разрушения большой планеты между Марсом и Юпитером. Метеориты — выбросы лунных вулканов.
Томсон В. (лорд Кельвин, 1824—1907): разогрев вещества в результате гравитационного сжатия как источник звездной энергии («контрактационная гипотеза»). Идея тепловой смерти Вселенной ввиду действия II Начала термодинамики (роста энтропии).
Скиапарелли Дж. (1835—1910): метеорные потоки (звездные дожди) — остатки разрушающихся комет; гипотеза о существовании каналов на Марсе.
Чемберлин Т.К. (1843—1928): вихревая катастрофическая планетная космогоническая гипотеза с новой идеей — возникновения промежуточных тел — «планетезималей» в процессе холодного формирования планет.
Больцман Л. (1844—1906): флуктуационная космологическая гипотеза, снимающая парадокс тепловой смерти Вселенной.
Зелигер Х. (1849—1924): формулировка гравитационного парадокса.
Шарлье К.В.Л. (1862—1934): усовершенствованная концепция иерархической Вселенной, снимающая фотометрический и гравитационный парадоксы. Идея Метагалактики как сверхсистемы второго (после Галактики) порядка.
Джинс Дж. (1877—1946): гравитационная неустойчивость как основа эволюционных процессов в космосе; развитая катастрофическая планетная космогоническая гипотеза. Аннигиляция e- +р как механизм высвобождения внутриатомной звездной энергии. Идея особой роли ядер спиральных туманностей как мест, где в нашу Вселенную втекает материя иной Вселенной.
Эйнштейн А. (1879—1955): принципиально новая интерпретация тяготения как эффекта искривленности пространства—времени при наличии материи; релятивистская космология. Модель стационарной Вселенной, конечной в пространстве, бесконечной во времени.
Эддингтон А.С. (1882—1944): развитие новой концепции внутриатомного источника звездной энергии (синтеза элементов); первая математическая теория внутреннего строения звезд.
Шепли Х. (1885—1972): идея Галактики как единственной наблюдаемой звездной системы (спиральные и другие млечные туманности — внутригалактические объекты).
Фридман А.А. (1888—1925): первая математическая теория нестационарной релятивистской Вселенной; первые расчетные оценки возраста Вселенной (времени ее расширения, или «периода мира») в десятки миллиардов лет.
Хаббл Э. (1889—1963): закон красного смещения в спектрах далеких галактик и доплеровская интерпретация его, подтверждающая концепцию расширения Вселенной.
Фесенков В.Г. (1889—1972): идея многоаспектности и комплексности космогонической проблемы — выделение роли астрофизики, а в дальнейшем и метеоритики в ее развитии, необходимость объединения звездной и планетной космогонии.
Шмидт О.Ю. (1891—1956): возрождение и развитие эволюционной планетной «метеоритной» космогонической гипотезы холодного формирования Земли и планет.
Леметр Ж. (1894—1966): возникновение Вселенной из сверхплотного состояния материи.
Цвикки Ф. (1898—1974): идея ячеистой крупномасштабной структуры Вселенной — почти соприкасающихся сверхскоплений галактик (модель «мыльная пена»).
Оорт Я. (р. 1900): идея существования постоянного кометного «облака» («Облако Оорта» — резервуар комет) на периферии Солнечной системы на расстояниях, сравнимых с межзвездными.
Гамов Г.А. (1904—1968): концепция «горячей Вселенной» с выводом о существовании в наблюдаемой Вселенной остаточного (от первоначального «Большого Взрыва») реликтового радиоизлучения.
|