Материалы по истории астрономии

§ 6. Астрономия и представления о Вселенной в древних цивилизациях Нового Света

1. Историческая справка. Во II—X вв. и. э. в южной части Мексики (полуостров Юкатан и штат Чиапас) и на территории нынешних Гватемалы, Гондураса и Белиза существовала весьма высокая и чрезвычайно своеобразная культура индейцев майя. Предки этого народа, как полагают, пришли откуда-то севера в III—I вв. до н. э. (возможно, с севера Мексики или юга современной территории США). Цивилизация майя существовала в виде городов-государств, иногда довольно изолированных друг от друга непроходимыми тропическими лесами. Большинство этих городов разрушено в конце IX в. н. э. В XVI в. культура майя была окончательно уничтожена испанскими колонизаторами, которые, искореняя местную религию, сожгли практически все рукописи, содержавшие и познания, и саму историю народа. Когда в XIX в. начали открывать развалины городов майя, были обнаружены и остатки колоссальных храмов-обсерваторий. Один из наиболее знаменитых городов майя, основанный в VIII в., Чичен-Ица (на севере Юкатана) представлял собой развалины уже ко времени испанцев. Но остатки его грандиозных культовых и астрономических сооружений (включая обсерваторию «Караколь») и сейчас поражают исследователей.

В найденных пока всего четырех рукописях майя были обнаружены и восходящие к разным эпохам до новой эры сведения об астрономических, космогонических и космологических знаниях и представлениях этого народа. Ряд текстов обнаружен также на каменных плитах-стелах.

2. Начало, стимулы и содержание ранней астрономической; деятельности майя. Как и у других народов в древности, накопление и совершенствование астрономических знаний у майя было связано с переходом от охоты и собирательства к оседлому земледельческому образу жизни. То же можно сказать и о других индейских государствах — ацтеков и инков.

К глубокой древности восходит поклонение майя, инков, ацтеков Солнцу и Луне. И здесь от космических не отличали явления метеорологические. Наряду с богом Солнца, Неба, не менее важными были бог дождя (поскольку сельскохозяйственный год делился на периоды засухи и дождя), бог ветра или бури. Поэтому жрецы на своих обсерваториях — площадках, располагавшихся на плоских вершинах грандиозных, в десятки метров высотой, ступенчатых пирамид, вели систематическое слежение за небом, полагая, что все явления на Земле и в государстве определяются его законами.

Особое внимание уделялось затмениям и перемещению подвижных светил — планет, которым приписывалось большое влияние на жизнь и дела людей и государства в целом. Жрецы майя по небесным светилам предсказывали счастливые или несчастливые дни для тех или иных действий не для отдельных лиц, а для определенных общественных слоев или возрастных групп населения.

3. Календарь. Летосчисление. В результате систематических наблюдений жрецы-астрономы майя с довольно большой точностью определили синодические периоды всех известных планет. Особое внимание уделялось наблюдениям «Большой звезды» — Венеры (главным образом, видимо, в астрологических целях).

И хозяйственные и культовые цели сделали необходимым раннее возникновение календаря. При первом же знакомстве с рукописями майя (а календарь был расшифрован ранее письменности) европейцев поразила его точность (правда, некоторые современные историки календаря скептически относятся к такой оценке [68, с. 82]). Так или иначе, но совершенствование календаря майя было связано не столько с хозяйственными, сколько с идеологически-политическими целями правящей элиты — жрецов. В так называемый классический период развития цивилизации майя (II—X вв.) календарь уточнялся и одновременно усложнялся, особенно «священный», использовавшийся жрецами. В последующие века происходил упадок цивилизации майя из-за внутренних причин и войн с соседями. Ряд важных достижений, в том числе и в астрономии, при этом был утрачен.

У майя была принята 20-ричная система счета1, что отразилось и на структуре календаря. Другим, помимо 20, основным числом в астрономии и космологии майя было число 13. Область неба, по которой среди звезд проходило в течение года Солнце, майя разделили на 13 участков-созвездий («Зодиак»), Такое деление могло быть связано с тем, что, помимо солнечного тропического года, некогда в основе календаря лежал период, близкий к сидерическому лунному месяцу, в течение которого Солнце проходит около 1/13 окружности неба.

В классический период в основе календаря лежала 13-дневка («неделя»), в пределах которой дни различались лишь номерами, и 20-дневка («месяц»), в пределах которой дни имели и номер, и наименование. Месяцы также имели название. Каждая дата в календаре имела, таким образом, четыре признака: номер в пределах 13-дневной «недели», название и номер дня в пределах 20-дневного месяца, наконец, название самого месяца. Сочетание всех четырех признаков повторялось раз в 52 года. Непростой была и астрономическая основа классического календаря майя. Во-первых, это был солнечный тропический год. Он составлялся из 18 месяцев по 20 дней (360 дней), к которым прибавляли 5 лишних дней без названия для «смены власти основных богов». Майя знали о расхождении 365-дневного календарного года с истинным солнечным, для учета чего вводили систему вставок. Эта неизвестная нам система вставок давала длину года всего на 20 секунд меньше истинной (ошибка нашего григорианского календаря в полтора раза больше) [79, с. 35]. В календаре майя учитывались якобы и синодические периоды движения всех пяти планет [72; 73].

За начало своего летосчисления майя принимали мифическую расчетную дату — 5 041 738 г. до н. э. Но свою историческую хронологию они вели с конца 4 тыс. до н. э. — в европейском счете с 3113 г. до н. э. Эту дату историки также считают мифической. Немалой загадкой представляется то, что майя в свою систему летосчисления вводили периоды, охватывающие колоссальные промежутки времени. Если у европейцев крупнейшими «временными блоками» служили тысячелетия, у китайцев — 10 тыс. лет, то у майя существовала целая иерархия периодов. Начиная с 1 кина (1 день) шли кратные 20 (за одним единственным исключением) периоды: виналь =1 кин×20; тун = 1 виналь×18 = 360 кинов; к'атун =20 тун (ок. 20 лет); ...алав'тун = 64 000 000 лет!

Таким образом, кратность 20 нарушилась один раз, для согласования счета с реальным солнечным годом, чтобы дальнейшие периоды были кратными приблизительно годам, т. е. реальной астрономической единице счета времени. Для чего вводились эти периоды и как рассчитывали майя нулевую дату своего летосчисления, остается пока неизвестным. Этот интерес цивилизации майя к особо большим числам и эпохам сближает их с натурфилософами Древней Индии.

4. Фрагменты наблюдательной астрономии майя. О совершенно изолированном характере развития цивилизации майя но отношению к цивилизациям Старого Света говорит уже упоминавшийся 13-значный «Зодиак» майя. Вот его созвездия: 1)?; 2)?; 3) Летучая мышь; 4) Лягушка; 5) Попугай; 6) Змей с хоботом; 7) Сова; 8) Скорпион; 9) Черепаха; 10) Гремучая змея; 11)?; 12) Ягуар; 13) Обезьяна.

В рукописях майя имеются свидетельства о систематическом наблюдении планет. Найдены таблицы движения Венеры, Марса (у майя — Тапир, или Клыкастый). Упоминается и синодический период Меркурия (117 дней вместо 116 [71, с. 100]). Некоторая сумбурность сохранившихся сведений может быть объяснена тем, что уцелевшие рукописи неполны, а главное, это в основном упрощенные сельские жреческие «справочники».

5. Астрономическая картина мира майя. Вселенную древние майя называли «йок-наб» («Над Землей») и представляли ее устройство по аналогии с устройством древнего жилища: центральный столб (а сначала просто дерево, отчего его образ и вошел почти во все древнейшие космологии) и четыре столба-подпорки по углам удерживали небо над плоской Землей. Небес насчитывалось также 13, причем в перечислении их нет никакого следа правильного астрономического порядка, т. е. представления об относительной удаленности от Земли тех или иных светил. За нижним «небом Луны» (богини Луны) следовало «небо звезд и бога Земли» (?!), затем «небо Солнца и богини воды», а после него «небо Венеры и бога Солнца». (Последнее наводит на мысль, что майя могли подметить — Венера не отходит далеко от Солнца). Еще выше располагалось «небо комет и богини любви». Шестое небо — «черное небо ночи и бога смерти», седьмое — «голубое небо дня и бога кукурузы». Над ним «небо бурь и бога дождя», а затем «белое небо бога ветров», «желтое небо Ум-цек» (т. е. бога смерти) и «красное небо бога жертвоприношений» (в религии майя была даже богиня самоубийства). Предпоследнее небо было отдано богу зерна, а последнее, тринадцатое, связывалось с богом в виде Совы и в некоторых рукописях расшифровывается как принадлежащее тому, «кто владеет небом» [71, с. 245].

Особенно сильное влияние на людей, по представлениям майя, оказывали, помимо Венеры, Луна и падающие звезды. Майя верили, что если падающая звезда «посещала» (в виде «мистического отца») женщину, которая готовилась стать матерью, у нее рождались сыновья.

Под землей предполагалось существование девяти кругов — слоев подземного мира мрака и каждым управлял свой бог.

Бросается в глаза диссонанс между достижениями наблюдательной и вычислительной астрономии майя (последнее проявилось в сложности священного календаря, введении огромных временных циклов неизвестного назначения), с одной стороны, и примитивной, мифологической картиной мира — с другой. Конечно, «философское» развитие мысли и здесь должно было подавляться централизованной государственной и духовной властью жрецов, как это было в доэллинистическом Древнем Египте, отчасти и в Китае. Но если межгосударственные связи стран Старого Света неизбежно приводили к взаимовлиянию культур, то народы американского континента, по современным данным, пришедшие сюда из Азии не менее 20 тыс. лет тому назад, развивались в несравненно большей изоляции, да и «начали позже».

Следует принимать во внимание и то, что подлинные философские и натурфилософские идеи и представления об окружающем мире у майя и других индейских народов Нового Света, возможно, остались неизвестными для нас в связи с почти полным уничтожением всего их духовного наследия, особенно письменных памятников, завоевателями испанцами. О существовании более глубокого философского осмысления действительности и у коренных народов Америки свидетельствует исследование выдающегося этнографа К Леви-Строса, изучавшего культурный и интеллектуальный уровень, изолированных индейских племен, еще сохранившихся в глухих уголках Южной Америки.

Примечания

1. По числу пальцев на руках и ногах, древнейшая система счета; ее следы есть и в Европе (во французском и английском языках).

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

«Кабинетъ» — История астрономии. Все права на тексты книг принадлежат их авторам!
При копировании материалов проекта обязательно ставить ссылку