Материалы по истории астрономии

§ 3. Истоки древнегреческой натурфилософии. Ионийская школа и Гераклит Эфесский

Для древнегреческой натурфилософии также характерно было убеждение в тесной связи человека и Вселенной. Причем, как и в Индии, например, раннее «заселение» неба антропоморфными богами здесь уже в VII—V вв. заменяется пониманием богов как абстрактных сил, действующих в мире. Это отразилось и в поэзии. Зевс представлялся то символом мировой справедливости (у Пиндара), то деспотизма (у Эсхила в поэме о Прометее). Правильным, упорядоченным устройством окружающего мира, которому они дали имя Космос (порядок, красота), древнегреческие философы стремились обосновать необходимость этических норм и в общественном поведении человека.

В Древней Греции VI—V вв. возникли три крупные философские школы, которые различались и космолого-космогоническими взглядами: ионийская, пифагорейская и школа элеатов.

Первая содержала элементы стихийного материализма. Основатель ионийской школы Фалес из Милета (640/624—548/546) утверждал, что в основе всего существующего лежит единая материальная субстанция, за которую он принимал воду, поскольку она подвижна и отражает «непрерывное становление вещей». Вместе с тем все действия, изменения, движения вещей он объяснял наличием у них «души». Землю он представлял, подобно куску дерева, плавающей на воде (по другим сведениям, он считал ее шарообразной и находящейся в центре мира). Фалесу приписывают (очевидно, наиболее раннее) утверждение, что Луна — темное тело, заимствующее свет от Солнца. В истории науки и философии сохранились имена и учения нескольких последователей Фалеса, каждый из которых был учеником предыдущего.

Ученик Фалеса Анаксимандр (ок. 610—546) выдвинул нетрадиционную идею, назвав первоначалом всего некий «апейрон» — нечто беспредельное, вечное, способное в то же время «всем управлять». Развитие мира представлялось не как движение «души», а как результат разграничения и борьбы противоположностей. Его космогония содержит идеи, которые в наши дни звучат поразительно: «В недрах беспредельного начала возникает как бы зародыш будущего мира, в котором влажное и холодное ядро оказывается окруженным огненной оболочкой. Под воздействием жара этой оболочки влажное ядро постепенно высыхает, причем выделяющиеся из него пары раздувают (!) оболочку, которая в конце концов лопается, распадаясь на ряд колец» [119, с. 40]. И дальше идет изложение наивной модели — распадения начального мира на кольца, наполненные огнем, который мы якобы видим сквозь отверстия как звезды. В центре же мира остается плотная Земля в форме низкого цилиндра (здесь отразились круговая форма линии горизонта, например, при наблюдении на море). Но Земля уже ни на что не опирается, а парит свободно и совершенно неподвижна (интересное объяснение дается последнему: так как нет причины двинуться в ту или иную сторону).

Возникновение, развитие и гибель Вселенной Анаксимандр считал повторяющимся процессом. Вселенная рано или поздно растворялась в беспредельном и вновь формировалась. Однако идеи множественности сосуществующих миров у него не было, и его «космосы» означали множество слоев-колец с огненным веществом внутри. Он даже приводил их относительные «расстояния» в диаметрах земного «диска» (который имел форму низкого цилиндра): 9 (кольцо, создающее картину звезд), 18-(кольцо-Луна), 27 (кольцо-Солнце). Таким образом, «космосы» Анаксимандра — это то, что назвали позднее небесами, или небесными сферами. Анаксимандр — автор древнейшего известного в Европе научного сочинения «О природе» (в смысле «о сущности»), от которого, однако, до нас дошла единственная фраза.

Анаксимен (?—528/525 до н. э.), младший современник и ученик Анаксимандра, также автор не сохранившегося научного сочинения, считал первоначалом всего воздух и беспредельное (воздух, заполняющий беспредельное пространство). Он внес важную идею беспрерывного движения этого первоначала, утверждая, что лишь в движении первовещества могут возникать качественно различные вещи. Анаксимен впервые указал и возможный механизм формирования всех вещей во Вселенной — сгущение и разрежение «воздуха» (правда, при этом он считал, что первое сопровождается охлаждением, а второе разогреванием, поскольку наиболее легким, расширившимся «воздухом» для греков, очевидно, было пламя). Существование Вселенной он считал циклическим.

Естественно, что Космос Анаксимена, отождествлявшийся с «воздушным пространством», начинался прямо у Земли. Анаксимен считал все небесные светила земными испарениями, разогревавшимися до огненного состояния при подъеме и расширении. Неподвижные друг относительно друга звезды он представлял жестко связанными с небосводом, тогда как планеты, Солнце, Луну — свободно парящими в воздухе. Ниже Луны он допускал существование еще и темных, невидимых тел1. Какую форму имела у Анаксимена Земля, неизвестно.

К ионийской школе примыкал Гераклит Эфесский (540—480), один из самых великих древнегреческих философов, хотя он и получил прозвище «Темный» из-за неясности смысла некоторых высказываний. Он жил некоторое время в Персии и составил свою концепцию Вселенной под влиянием древнеиранской религии огнепоклонников — зороастрийцев.

Первым источником сведений о мире Гераклит называл глаза и уши. Но познания истинной природы вещи, по его убеждению, можно было достигнуть лишь путем размышлений над увиденным и услышанным. Главным первоэлементом Космоса он называл «огонь» — некое вечно движущееся и изменяющееся состояние, особую огнеподобную субстанцию. Он допускал два направления процессов во Вселенной: от огненного состояния к состоянию воды и земли (движение «вниз») и от состояния воды и земли «вверх», к огненному состоянию через своего рода испарение. Светлые и чистые испарения превращаются в светила, заполняя некие круглые вместилища в пространстве, а влажные и темные проявляются в виде облаков и осадков. Смену дня и ночи, смену сезонов Гераклит объяснял попеременным преобладанием тех или иных испарений, а затмения и фазы Луны — поворачиванием к нам светил тыльной стороной. Представления Гераклита о форме и расположении Земли в пространстве также неизвестны. Солнце он представлял размером «в один фут».

Идеи Гераклита Эфесского о природе и изменении Вселенной выражены в его изречении: «Этот мировой порядок, один и тот же для всех, не создал никто, ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами вспыхивающим и мерами погасающим» [119, с. 48]. В этих словах звучит идея вечности первоматерии и неизбежности бесконечного процесса изменений — от рождения до гибели — лишь отдельных организованных частей материального мира.

Гераклит — автор философского учения о «Логосе» (термин допускает разные толкования: бог, судьба, необходимость, вечность, мудрость, общее, закон). По мнению современных исследователей, «логос» Гераклита в целом может быть понят как универсальная закономерность и необходимость. Учение о логосе перекликается с современным ему древнекитайским учением о закономерности и направленности процессов во Вселенной — «дао».

Гераклит также написал сочинение «О природе» (дошедшее до нас лишь в пересказе других), чрезвычайно широкое по содержанию. Космолого-космогонический раздел в нем был введением к основному тексту — о поисках гармонического устройства общества и его политической системы. Знаменитое изречение Гераклита: «Все течет, все изменяется», как и афоризм, что «нельзя дважды войти в одну реку», пережили тысячелетия. Развитие он понимал как смену и борьбу противоположностей, а существование вещи — как единство противоположностей. В.И. Ленин назвал Гераклита одним из основоположников диалектики.

Примечания

1. Такую гипотезу древнегреческие натурфилософы выдвигали для объяснения кажущейся большей частоты лунных затмений [3, с. 330].

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

«Кабинетъ» — История астрономии. Все права на тексты книг принадлежат их авторам!
При копировании материалов проекта обязательно ставить ссылку