|
§ 1. Зарождение концепции островных вселенных на основе идей гравитации. Райт
|
Сама природа может распутать сложность хаоса.
Декарт
|
Рождение концепции гравитирующих островных вселенных, которая с середины XVIII и до первых десятилетий XX в. была предметом острых дискуссий, прочно связывается в истории астрономии с именем английского астронома-самоучки Томаса Райта (1711—1786). Космологической проблеме посвящены три его работы: 1734 г. (осталась в рукописи, обнаруженной лишь в 1967 г.), 1742 и 1750 гг.
О концепции Райта судили обычно по изложению ее у Канта. Истинные мотивы и содержание размышлений и построений Райта были раскрыты (после обнаружения упомянутой рукописи) лишь в 1970 г. английским историком астрономии М. Хоскином. Б космологии Райта нашло яркое отражение характерное для той эпохи развития науки астрономо-теологическое ее понимание. Аналогичной была и форма размышлений над вопросом о наиболее общих закономерностях Вселенной, о ее упорядоченности. Это особенно наглядно проявилось в сочинениях английского астронома и теолога В. Уистона (1667—1752), по которым учился Райт. Одна из книг Уистона так и называлась: «Астрономические принципы религии» (1717, 1725).
Вместе с тем, видимо, из этих книг Райт узнал впервые о законе всемирного тяготения и о том, что в случае конечности Вселенной все звезды, если они вначале были неподвижны, должны были бы сблизиться и в конце концов упасть друг на друга в центре Вселенной. Он знал также об открытии Галлеем собственных движений звезд. Из всего этого Райт сделал правильный вывод, что звезды должны обращаться вокруг общего центра тяготения (по аналогии с планетами), чтобы не упасть на него. Но центр звездной Вселенной Райт представлял как божественный источник самой правильности, упорядоченности Вселенной.
Цель своих исканий общего устройства Вселенной Райт записал еще в 1729 г. в дневнике: «Я задумал отыскать идеи о Божестве и Мироздании и объединить естественное со сверхъестественным». Поэтому Вселенную он изобразил как систему сферических областей вокруг ее не только физического центра тяготения, но и одновременно «священного престола», или даже «ока Бога». Близ него он располагал область «рая», далее материальную область смертных («бездна времени, или область смертных») и, наконец, царство «тьмы и отчаяния», т. е. ад. Таким образом, материальную Вселенную Райт считал конечной.
В описании вида окружающей звездной Вселенной с Земли он пояснял, что если близкие звезды видны по отдельности, то далекие, разбросанные беспорядочно по всему пространству, сольются для глаза в беловатое сияние; на его плоской схеме эта картина выглядела как яркое сплошное светящееся кольцо (а не сфера).
По-видимому, преследуя сначала главным образом «просветительские» цели, вернее, цели поучения праведной жизни и рисуя поэтому рай и ад, Райт тогда не особенно задумывался над некоторыми астрономическими следствиями своих общих рассуждений и их противоречием с наблюдаемым кольцом Млечного Пути, а не сияющей сферой. Но в своем основном труде 1750 г., который уже назывался строго научно: «Оригинальная теория, или новая гипотеза Вселенной», Райт уточняет картину. Он склонен считать правильным предположение, что звезды распределены беспорядочно, но все вместе заключены при этом в некотором сферическом слое, окружающем некий особый центр (см. рис. 20, а). Такое распределение Райт называл «упорядоченным беспорядком».
Теологическое истолкование центра и общей структуры Вселенной заставляло Райта отделять область, близкую к центру (нематериальная область — «рай»), от области «смертных», заполненной звездами. Поняв, однако, что возникает противоречие между ожидаемой в таком случае картиной слабо и почти равномерно светящегося всего неба и реальной картиной лишь светящегося кольца — Млечного Пути, Райт вышел из этого затруднения изобретательным способом. Он предположил, что звезды сосредоточены в пределах тонкого сферического слоя (т. е. как бы вернулся к картине древних!), но что в нем же расположен и наблюдатель. Тогда картина Млечного Пути возникает потому, что наблюдатель, смотря вдоль касательной к этому слою, будет видеть отдаленные его части в форме туманного кольца, а в перпендикулярных направлениях увидит «пустоту» и более близкие, а потому разбросанные по небу звезды. При этом только в качестве наглядной иллюстрации он говорил о картине плоского слоя звезд (как части сферического слоя очень большого радиуса).
Рис. 20. Схема Вселенной Т. Райта: а) схема строения нашей звездной системы (вариант), б) множественность звездных систем (интерпретация млечных туманностей, 1750)
Райт, кроме того, рассмотрел тогда же второй вариант решения космологической проблемы, при котором звезды располагались вокруг «божественного центра» кольцом и как бы повторяли в больших масштабах, как писал сам Райт, систему Сатурна. При этом звезды, по его представлениям, двигались в таком кольце подобно «частям, составляющим кольцо Сатурна» (в этом можно видеть первый намек на идею дискретности кольца Сатурна).
Райт предполагал существование и других «божественных центров» со своими системами звезд вокруг них. Но нарушить равноправие среди подобных «центров» не посмел и потому не допускал существования систем разных порядков, т. е. иерархии. Так мировоззрение не позволило родиться ценной научной идее.
Таким образом, вопреки существовавшему свыше двух веков заблуждению на этот счет, Райт не выдвигал идеи реального существования дискообразной системы звезд, изолированной в пространстве. Вместе с тем он действительно первым в рамках гравитационной картины мира выдвинул концепцию островных вселенных (как множественности звездных сферических слоев со своими центрами).
|