|
Пояснительный текст к книге 4
Главной темой четвертой книги «Астрономики» является определение по знакам Зодиака рода деятельности и характера человека. При этом играют роль не только знаки как таковые, но и определенные, особо выделенные их части.
Как уже отмечалось, влияние знаков в основном соответствует их названию и связанным с этим названием легендам, истоки которых порой теряются в глубочайшей древности.
Например, упоминавшееся уже созвездие Девы (но не звезда Спика, о которой речь пойдет особо) «дает жизнь» людям, склонным к учению, к «постижению сути вещей», искусным мастерам и ораторам. Дева, согласно одному из преданий, — это Астрея, мудрая богиня-наставница, обучавшая людей наукам и ремеслам.
В то же время известно, что у многих народов с самых древних времен именно женщины-жрицы являлись хранительницами священной мудрости, служительницами богов, в частности богов плодородия (что предполагало и знание времени начала различных сельскохозяйственных работ, и соответственно связь с астрономией). Жрицы руководили отправлением культовых церемоний, обучали людей, лечили. Часто они должны были при этом сохранять девственность, по крайней мере, до достижения определенного возраста.
В Риме до самых последних его дней существовали жрицы-богини священного очага общины и огня как чистейшего элемента — Весты. Они были окружены сакральной таинственностью, хранили девственность и пользовались многочисленными привилегиями. Так, если осужденного вели к месту казни и по дороге процессия эта встречала весталку, приговоренного человека немедленно отпускали на свободу. Видимо, именно этот комплекс представлений и определил те свойства, которыми наделяет «своих детей» знак Девы.
Склонности детей Рака, несомненно, определяются богом — покровителем этого знака — Меркурием. Он — бог торговли, он — вестник богов, постоянно путешествующий. Может быть, тут есть связь и с тем, что самый длинный день года приходился на время, когда Солнце пребывало в Раке: странники-торговцы путешествовали в основном днем. Передвижение ночью но незнакомой местности было делом небезопасным.
Из этих примеров, как, вообще говоря, и из всего данного материала, можно, на наш взгляд, сделать вывод о происхождении «астрологической силы» знаков из связанной с ними с самых первобытных времен народной традиции, т. е. из того значения, которое они действительно имели, видимо, когда-то для жизни людей как календарные знаки, указатели времени и т. д. Мы опять-таки видим здесь переплетение многих традиций и представлений (особенно на примере Девы — воплощении одновременно нескольких легендарных персонажей), порой сильно затрудняющее ясное понимание материала. В то же время мы, может быть, при внимательном изучении астрологического наследия сможем получить более ясное представление о культуре и быте различных древних народов.
Постоянно подчеркивая взаимосвязь и взаимодействие знаков, Манилий вновь обращается к этой теме, рассказывая о деканах — десятиградусных частях знаков, которые, несомненно, являются своеобразной «проекцией» на Зодиак деканов египетских, уже упоминаемых в нашей книге (с. 20).
Деканы (их было 36) играли в эллинистической астрологии большую роль. Они имели специальные, очень сложные символы, им посвящались специальные трактаты, им же соответствовали различные минералы, растения и т. д. Манилий уделяет деканам мало внимания, может быть, именно потому, что они были достаточно хорошо известны, а может быть, и потому, что с ними связывалось слишком много свойственной Востоку, но чуждой римлянам сакральной мистики.
Особое внимание уделяется автором некоторым градусам знаков, считающимся «вредоносными» (не вполне ясно почему), и началам знаков, имеющим особое влияние на характеры людей. Интересно, что влияние начал знаков не всегда совпадает с влиянием знаков в целом. Так, рожденные под знаком Рыб «посвятят себя морю», но начало этого знака производит на свет «зловредных болтунов», «виновных перед народом в том, что всегда стремятся обвинить народ в двуязычии», т. е. в одном случае важна «водная» природа знака, в другом — двойственность, определяемая самим видом созвездия.
Обращаясь к географической астрологии, Манилий дает нам яркое описание Земли уже не как небесного тела, расположенного в центре мира и имеющего форму шара, а как плывущую в океане обитель многих народов. Естественно, автор касается в этой части своей поэмы лишь обжитой римлянами или, по крайней мере, хорошо известной им территории — так называемой ойкумены. В распределении же между странами и народами знаков и звезд-покровителей опять-таки чувствуется смешение разных принципов и традиций.
«Шерстоносный, помещенный в середине звездного мира», — пишет Манилий о знаке Овна. Этот знак находился в середине мира в день рождения Вселенной. Но властвует он, в частности, и над Геллеспонтом, ибо когда-то «одолел» его, о чем повествует греческая традиция.
Рак жжет Эфиопию — самую южную часть ойкумены, ибо в нем находится точка летнего солнцестояния. Козерог же владеет странами, «лежащими под опускающимся Солнцем», ибо был на западе в первый день мира. Он же как знак зимнего солнцестояния владеет северными странами. Иногда знак владеет землей, где воздавался особый культ его божеству-покровителю. Иногда принцип владения остается не вполне ясным.
Общеизвестно внимание, уделявшееся древнейшими жрецами-астрономами солнечным и лунным затмениям. Считалось, что они прямо связаны с судьбой владыки, да и державы в целом. Для предсказания затмений вавилоняне проводили систематические наблюдения Солнца и Луны. Предсказание затмения принесло славу древнегреческому философу Фалесу Милетскому (VI в. до н. э.).
Античные астрономы и просто просвещенные люди знали причину затмений и условия их наступления. Естественность этого удивительного явления служила аргументом в спорах против астрологии. И тем не менее затмения продолжали оставаться очень важным для астрологии феноменом.
Манилий объясняет нам, что знаки, в которых имеют место затмения, особенно лунные, «слабеют», теряют силу, как бы сами «затмеваются» достигающей их тенью Земли. Затмение Луны влияет и на знак, противоположный тому, в котором находится Луна. Причина «слабости» этого знака (в нем во время затмения находится Солнце) не объясняется, но интересно, что «слабость» эта смещается по эклиптике так же, как и точки, в которых должны оказаться в полнолуние Солнце и Луна, чтобы лунное затмение имело место.
|