|
Историко-астрономические исследования в Европе XVII — начала XVIII в.
Рост капитализма вызвал быстрое развитие торговли и мореплавания и в XVII — начале XVIII в. побудил ведущие страны Европы к энергичному освоению собственных территорий и колонизации новых «заморских владений» в Америке, Африке, на Ближнем и Среднем Востоке, а также в Китае, Индии и Индокитае. Установление культурных контактов с народами разных стран и континентов, широкое освоение новых географических районов благотворно сказалось на развитии всех отраслей астрономии.
Однако если астрометрия и геодезия в этот период уже в общих чертах сформировались, то разработка основ истории астрономии только что началась. Как науки ее тогда не существовало. Не было еще ни одного обобщающего труда по истории астрономии, если не считать всемирной истории астрономии учеников Аристотеля — Евдема Родосского и Теофраста (372—287 гг. до и. э.), из которой сохранились лишь отдельные фрагменты. Коперниканская революция значительно повысила интерес к астрономии, к жизни и деятельности Коперника и его непосредственных предшественников и последователей.
Первые научные биографии Тихо Браге, Коперника, Пурбаха и Региомонтана были изданы в 1654 г. выдающимся французским астрономом и философом Гассенди [209], опубликовавшим и работу по истории календаря [210]. Труды Гассенди имели важное значение для дальнейшего развития как астрономии, так и истории этой науки. В них было наглядно доказано, какую огромную ценность для подтверждения учения Коперника, а следовательно, и для совершенствования современной науки представляют наблюдения астрономов прошлых веков и как важно сравнение прежних наблюдений с вновь сделанными. Это неизмеримо повысило интерес к жизни и деятельности древних астрономов, к обсерваториям, где они работали, и к их сочинениям, в которых могли сохраниться драгоценные наблюдения.
Под влиянием идей Гассенди его ученик и последователь Ж. Пикар в 1671 г. совершил специальное путешествие в Данию, где на острове Вэн, близ Копенгагена, он провел раскопки «Ураниборга» — знаменитой обсерватории Тихо Браге. В 1680 г. Пикар издал книгу о своей поездке: «Путешествие в Ураниборг» [211]. В Париж он вернулся в сопровождении молодого датчанина Ремера и привез рукописи Тихо Браге.
Участившиеся поездки ученых на Восток, особенно деятельность различных христианских миссий, основанных в новых европейских колониях, дали богатейший материал для изучения науки стран Востока, имеющей древние традиции. Ученые и миссионеры (в то время многие миссионеры занимались также наукой) получили доступ к первоисточникам, в частности к материалам по истории астрономии, которые они начали ревностно изучать. Результатом этого изучения стали многочисленные переводы (главным образом на латинский язык) лучших произведений литературы и науки разных стран Востока, а также книг, в которых воссоздавалась история древней и богатейшей культуры этих народов.
Авторами многих книг XVII — начала XVIII в. были миссионеры, лучше других тогда владевшие восточными языками, поскольку они подолгу жили в странах, культуру которых изучали. Среди появившихся переводов было немало астрономических сочинений. Так, например, широкое распространение получили латинские переводы ал-Фергани (IX в.), ал-Баттани (852—929), Насир ад-Дина ат-Туси (1201—1274), Улугбека (1394—1449) и других. Они были выполнены с арабского и персидского языков крупнейшим голландским востоковедом и математиком Я. Голиусом, его английским учеником Дж. Гривсом, а также соотечественником последнего Т. Хайдом. Эти переводы за короткое время выдержали несколько изданий [212—217].
Широкое распространение получили книги итальянского миссионера М. Мартини: «Новый атлас Китая» [218] и «История Китая» [219]. «Наибольшую популярность завоевал «Атлас», особенно в авторизованном издании В.Я. Блеу, который включил в свой 11-томный «Большой атлас» [220] и все основные итоги работ Голиуса, Гривса и др.
Весьма активно действовали в XVII—XVIII вв. французские иезуиты, основавшие миссии в Китае, Индии, в странах Индокитая. Они присылали оттуда в Париж много ценных книг и рукописей, которые тщательно изучались их коллегами — членами Академии надписей, объединявшей востоковедов, а также профессорами Королевского коллежа и астрономами Парижской обсерватории, где работало тогда немало иезуитов. Одним из них был, например, Дж. Д. Кассини — основатель Парижской обсерватории [221].
Изучив присланные из Китая и Индокитая материалы, Кассини написал ряд статей по истории астрономии, подготовленных в 1666—1699 гг. Это были: «Правила индийской астрономии для вычисления движений Солнца и Луны» [122, с. 214—299], «Размышления о китайской хронологии» [122, с. 300—311], «Об острове Тапробан» [122, с. 312—314]. Благодаря богатому материалу по истории астрономии, наибольшую известность получила статья того же автора: «О возникновении и развитии астрономии и ее использовании в географии и навигации» [122, с. 1—52].
С начала XVIII в. Дорту де Меран и Ж.Н. Делиль начали собирать коллекции астрономических книг и рукописей, на основе которых были написаны все изданные во второй половине XVIII — начале XIX в. «всемирные истории астрономии».
|