|
Музей, который всегда с тобой
Тайны жизни древних людей всегда вызывают интерес. В наше трудное время далеко не все могут позволить себе прогулку в исторический музей даже своего города. Увидеть же воочию египетские пирамиды, пещерную живопись полудиких предков современных европейцев, посетить родину человечества в Восточной Африке и т. п. по силам далеко не всем. И все же каждый желающий может увидеть настоящие образцы творчества людей палеолита — достаточно только поднять глаза к небу.
Созвездия ледникового периода
Будучи подписчиком американского журнала «Sky and Telescope», автор был приятно удивлен, обнаружив в свежем, июньском номере 1997 г. статью именно на ту тему, к которой когда-то пытался привлечь внимание читателей «Земли и Вселенной». «В поисках первых созвездий» — так назвал свой материал вице-директор московского Института истории естествознания и техники, доктор исторических наук А.А. Гурштейн. И хотя за последнюю пару веков об этом написано множество работ, лишь последние 15 лет принесли существенное продвижение в реконструкции небесных «отпечатков» мировоззрения первобытных охотников.
Если мы взглянем даже на современную звездную карту, то увидим множество созвездий, названия и вид которых озадачивал уже античных астрономов. Ответы они искали в мифологии, приписывая создание первых созвездий героям и богам эпохи Микенской Греции (вторая половина II тысячелетия до н.э.). Но А.А. Гурштейн рассмотрел этот «зоопарк» не как хаотическое скопление созвездий разных эпох и народов, а как упорядоченную систему, отражавшую мировоззрение определенной эпохи.
Созвездия, известные еще в античности и описанные Аратом и Птолемеем, исследователь разделил на 3 группы:
— существа и объекты, связанные с водой (Арго, Гидра, Кит, Эридан, Водолей, Рыбы);
— люди и наземные животные (Дева, Большая Медведица, Геркулес, Кентавр,
Змееносец, Лев, Волопас, Стрелец, Телец, Андромеда, Возничий, Змея, Персей, Кассиопея, Орион, Цефей, Близнецы, Скорпион);
— летающие существа (Пегас, Дракон, Лебедь, Орел).
Интересно, что созвездия каждой из групп расположены по небу не случайно, а в виде поясов — «водные» созвездия все находятся в южной части неба; «летающие» звездные группы сгруппированы между северным полюсом и экватором неба, но приблизительно в одном квадранте; а «земные» — занимают промежуточное положение.
Налицо отражение архаической трехчленной модели мира, так хорошо знакомой археологам и фольклористам. Народы всех континентов в древности представляли мир в виде 3 плоских слоев: вверху располагался небесный мир, ниже размещался земной мир, а под ним мир водной стихии. Пережитком этой схемы является, в частности, вера в царство небесное и подземный ад. Поэтому неудивительно, что древние создатели созвездий отразили на небе свои представления о Вселенной.
Но когда это произошло? Видимо, тогда, когда «летающие» созвездия максимально долго оставались над горизонтом, окружая северный полюс мира. Именно в ту эпоху они лучше всего символизировали небесный мир, оторванный от земли. Расчеты однозначно показывают, что это имело место... 16 тысяч лет назад с возможной ошибкой не более 2 тыс. лет, то есть еще в доисторическую эпоху охотников на мамонтов! Тогда северный полюс неба располагался в центре ВСЕХ ТРЕХ поясов архаичных созвездий.
По мнению А.А. Гурштейна, первые созвездия были выделены позднепалеолитическими племенами кроманьонцев Западной Европы около 16 тысячелетий тому назад, еще в ледниковый период. Это согласуется с археологическими находками верхнепалеолитических костяных календарей, на которых отмечались фазы Луны и периоды планет. Эпоха выделения первых созвездий совпадает с эпохой расцвета палеолитического искусства.
Наследие древнейших звездочетов
Однако некоторые созвездия могли быть выделены и гораздо раньше, о чем свидетельствуют результаты исследований доктора исторических наук Б.А. Фролова из Института этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая АН СССР. Еще в 1970-х годах он обратил внимание на то, что выделять созвездия было по силам уже предкам кроманьонцев — неандертальцам 100—40 тысяч лет тому назад. Судя по археологическим находкам, неандертальцы пользовались красной и желтой краской, рисовали примитивные кресты и долбили скопления ямок, напоминающие созвездия, что можно интерпретировать как зарождение представлений о небосводе, сторонах горизонта, небесном огне. Они ориентировались по небесным светилам, о чем свидетельствует ориентация их захоронений в направлении восток-запад. Поэтому кое-что из их фольклора могло сохраниться на небе. Ведь этнографам известны мифы и обряды, зародившиеся еще в эпоху неандертальцев. Рассказывая о них в своем фундаментальном труде «Язычество древних славян», академик Б.А. Рыбаков заключает: «Глубина народной памяти измеряется десятками тысячелетий».
Примером такого рода является медвежий культ. Б.А. Рыбаков пишет:
«Временем зарождения первых религиозных представлений, очевидно, следует считать мустьерскую эпоху (100—35 тыс. лет назад. — А.А.), время обитания неандертальцев... Особый интерес представляют знаменитые мустьерские «медвежьи пещеры», в которых медвежьи кости составляют 95—99% всех костных остатков, а количество особей доходит до 800—1000 медведей в одном пункте... Медвежий культ (может быть, как самый первый в истории человечества) оказался необычайно устойчивым. В лесных, богатых медведями местах он дожил до средневековья».
Посмотрим на звездные карты и увидим Большую Медведицу и Малую Медведицу. Гигантское созвездие Кита ранее могло быть тоже медведем, поскольку в античности его иногда называли Ursus marinus, что в переводе с латыни означает «Морской медведь». Древнегреческая богиня Луны Артемида и древнеримская Диана почитались в облике медведицы. Следы медвежьего культа налицо.
Интересно, что народы Северной Азии и Северной Америки также связывали Луну с медведем. Более того, индейские племена ирокезов из бассейна реки Св. Лаврентия и микмаков из Новой Шотландии четырехугольник Ковша Большой Медведицы также считали медведем, на которого охотится ярчайшая звезда созвездия Волопаса — Арктур. Эта небесная сцена, известная и нижнеангарским эвенкам, поразительно напоминает классический древнегреческий миф об охоте созвездия Волопаса (Аркада) на Большую Медведицу (Каллисто). Согласно этому мифу, Волопас-Аркад является сыном Медведицы, а эвенки из низовьев Ангары считают созвездие Волопаса космическим медведем Манги. Как видим, фольклор о небесных медведях весьма сходен у изолированных друг от друга народов Греции, Сибири и Северной Америки. Это свидетельствует о возникновении «медвежьих» созвездий еще до разделения человечества на расы (100—50 тыс. лет назад) и до заселения Америки (60—35 тыс. лет назад).
Ю.А. Карпенко пришел к этому же выводу иным, чем автор, путем:
«Есть веские основания считать, что имя Медведица существует, по крайней мере, 100 тыс. лет. Дело в том, что 7 ярких звезд этого созвездия имеют разнонаправленные собственные движения, поэтому общая их конфигурация на протяжении веков несколько изменяется. И сейчас очертания этих звезд с медведем ничего общего не имеют, напоминая большой черпак или кастрюлю с ручкой... А вот 100 тыс. лет назад дело обстояло иначе: фигура ярких звезд созвездия была определенно медвежьей».
Б.А. Фролов обратил внимание на тот факт, что звездное скопление Плеяды ассоциируется с образом 7 сестер у народов Сибири, Средиземноморья, Америки и Австралии. Он считает, что название Плеяды — «Семь сестер» возникло еще до заселения человеком Америки и Австралии (т.е. ранее 60 тыс. лет назад). Аналогично автору этих строк удалось «обнаружить» другое сверхдревнее созвездие. Издавна внимание наблюдателей привлекала группа ярких звезд в созвездии Ориона, сейчас известная как «Пояс Ориона», а раньше именовавшаяся «Три оленя». Это название было распространено у столь отдаленных друг от друга народов, как буряты, тувинцы и... индейцы Северной Америки. Упомянуто «трех оленей созвездие в небе» и в доколумбовой рукописи майя, известной под именем «Мадридской».
Полярные звезды прошлых эпох
Интересную возможность датировки названий представляет такое астрономическое явление, как прецессия (смещение полюсов неба относительно звезд). В фольклоре народов мира название полярной звезды подчеркивало ее неподвижность, исключительность. Созерцая движение небесных светил вокруг полярной звезды, древние считали ее полководцем, повелителем всех звезд. Например, древние иранцы называли полярную звезду «Командующий всеми начальниками» (т.е. начальниками других звезд), китайцы — «Небесный император», мордва — местом пребывания верховного бога Нишки-Пас. Из-за прецессии роль полярной звезды в разное время отводилась различным звездам. Поэтому особенно интересно то, что в мифах чукчей «вождями, предводителями звезд» названы Арктур и Вега. Выбор этих звезд не определяется яркостью, ведь они не самые яркие светила после Луны, а Капелла практически неотличима по блеску от Веги и Арктура. Но в палеолите упомянутые звезды особенно выделялись на небосводе, поскольку были расположены не дальше 6 градусов от северного полюса неба (Вега — 13 500 лет назад, Арктур — 59 800 лет). Именно тогда и могли родиться представления о них как о «вождях звезд».
С Арктуром связана и другая загадка. Ярчайшая звезда созвездия Волопас на всех картах изображена у ног этого мифического героя. И только древнегреческий поэт Арат в своих «Феноменах» (ок. 275 г. до н.э.) почему-то упомянул, что у Волопаса «в грудь вонзилась мерцающими лучами звезда со славным именем Арктур». Лишь в наше время, на основании точнейших астрономических измерений стало ясно — Арктур действительно находился прямо посреди груди Волопаса. Но было это 300 тысяч лет назад! Тогда созвездие поразительно напоминало человека с распростертыми руками и широко расставленными ногами (рис. 62). Но за 300 веков быстрый Арктур сместился на 18 градусов и сходство с человеческой фигурой пропало...
Рис. 62. На звездных картах созвездие Волопаса теперь мало напоминает фигуру человека (слева), но 30 тысяч лет назад сходство было поразительным (справа).
Увы, многое из замечательных следов доисторических созвездий все же стерто безжалостным временем. Например, в фольклоре не удалось обнаружить ни малейшего намека на воспоминания об эффектнейшей двойной полярной звезде, светившей 425 тыс. лет назад. С тех пор ее компоненты разлетелись в разные стороны и видны теперь как Капелла и Альдебаран, принадлежащие к ярчайшим звездам неба.
Едва видимая без бинокля, безымянная звездочка BS 2906 восточнее задних лап Большого Пса также имеет славное прошлое. Приблизительно 270 тыс. лег назад эта звезда была самой замечательной на небе, будучи столь же близкой, как современная Альфа Центавра и почти столь же яркой, как наш Сириус (а тогда Сириус был в 5 раз слабее BS 2906). Кроме того, 250 тыс. лет назад звезда играла роль путеводной, находясь всего в 12—13 градусах от южного полюса неба. Поэтому она должна была бы быть хорошо известной обитателям «колыбели человечества» — восточно-африканского рифта. Люди той поры уже пользовались огнем и строили жилища. Однако, все кануло в Лету... Теперь BS 2906 находится в 13 раз дальше от Земли и в 170 раз слабее, чем когда-то. Но зато звезда стала видимой в наших широтах, и теперь мы можем лицезреть украшение неба доисторической Африки, прекрасную реликвию истории человечества.
Литература
1. Gurshtein A.A. In search of the first constellations // Sky and Telescope, 1997, vol. 93, № 6, p. 46—50.
2. Архипов А.В. Небо в народных сказаниях // Земля и Вселенная, 1984, № 2, с. 81—83.
3. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1981, с. 95, 108.
4. La Lande J.J. Astronomie. Т. 1. Paris: Dessaint, 1771, p. 273.
5. Lovi G. Rambling through April skies // Sky and Telescope, 1973, vol. 45, № 4, p. 239—240.
6. Бонов А. Мифы и легенды о созвездиях. Минск: Вышэйшая школа, 1984, с. 22—25.
7. Новик Е.С. Манги // Мифологический словарь. Под ред. Е.М. Мелетинского. М.: Сов. энциклопедия, 1991, с. 338.
8. Карпенко Ю.А. Названия звездного неба. М.: Наука, 1981, с. 31, 47.
9. Фролов Б.А. К истокам первобытной астрономии // Природа, 1977, № 8, с. 96—106.
10. Михайлов Т.М. Анимистические представления бурят // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера (вторая половина XIX — начало XX в.). Ленинград: Наука, 1976, с. 106—128.
11. Дьяконова В.П. Религиозные представления алтайцев и тувинцев о природе и человеке // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера (вторая половина XIX — начало XX в.). Ленинград: Наука, 1976, с. 268—291.
12. Кнорозов Ю.В. Иероглифические рукописи майя. Ленинград: Наука, 1975, с. 148.
13. Вдовин И.С. Природа и человек в религиозных представлениях чукчей // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера (вторая половина XIX — начало XX в.). Ленинград: Наука, 1976, с. 217—254.
14. Цицерон М.Т. О природе богов, отрывки из диалога // Историко-астрономические исследования. М.: Наука, 1980, с. 352.
15. Kammerer A. The double polestar of the past // Sky and Telescope, 1989, vol. 77, № 5, p. 531—533.
16. Архипов А.В. Звезда архантропов // Дайджест «Астроклуба» (г. Краснодар), 1996, № 8, с. 4.
|