|
Забвение
На первый взгляд кажется, что прогресс обязательно должен развиваться прямо пропорционально времени. Чем дольше живет человечество, тем больше оно накапливает знаний, открывает новых законов природы, развивает производство и улучшает свою жизнь... Но пути истории куда сложнее. Развитие общества принято изображать в виде огромной восходящей спирали. Движение вперед неумолимо, однако спиральные витки имеют направление и назад.
Мы следим за историей развития астрономии и помним, что возникла древняя наука из нужд охотников и земледельцев, мореплавателей и купцов. Но у древних греков почти не было судов, способных выйти в открытое море и отправиться в дальнее плавание. А ленивые римляне вообще предпочитали рассказы гомеровской «Одиссеи» риску дальних странствий. Немудрено, что труды древних астрономов постепенно перестали привлекать к себе внимание.
После Гиппарха в древней астрономии почти не было открытий. Римляне настолько не интересовались этой «бесполезной наукой», что даже выдающиеся писатели того времени поражают своим невежеством. Все точно забыли о достижениях философов и, описывая природу Луны и Солнца, вопрошают снова: не сгорают ли оба светила на закатах и не возрождаются ли с восходом вновь? Словно не было ни пифагорейцев, ни Аристарха, они забывают о шарообразной форме Земли и возвращаются к первобытным представлениям. Астрономия надолго уступает свое место астрологии.
Мор и эпидемии, нашествия варваров вместе с общим развалом хозяйства Римской империи привели к тому, что многие люди стали искать спасения в религии. Но многочисленные греческие и римские небожители не могли подать должного утешения слабым, вселить надежду в отчаявшихся, дать твердую веру тем, кто сомневался. Древние боги были веселыми и легкомысленными, они ссорились, пировали, иногда вмешивались в людские дела. Словом, вели достаточно малопочтенный образ жизни для трудных времен.
И вот примерно с начала новой эры в римских катакомбах появились беглые рабы, называвшие себя христианскими апостолами. Они собирали вокруг себя гладиаторов и проповедовали новую религию, пришедшую с востока. Людям, лишенным всех человеческих прав в римском обществе, они твердили о высшей справедливости. Рабам, собранным чуть ли не со всего мира, апостолы рассказывали о едином «настоящем боге для всех людей», богатых и бедных, аристократов — патрициев и рабов... Такая новая и необычная идея привлекала на проповеди многих обездоленных. Апостолы учили не дорожить жизнью, потому что каждому страдальцу обеспечено райское существование после смерти. И постепенно христианская секта становилась могучей и нерушимой организацией, построенной на слепой вере. Императоры жестоко расправлялись с христианами. Их бросали в клетки к диким зверям, убивали на аренах цирков, распинали на крестах... Ничто не помогало. Христиане становились все многочисленнее. Они начинают ответную борьбу. Подстрекаемые фанатичными епископами, толпы их разрушают языческие храмы, разбивают скульптуры и памятники, наивно думая, что уничтожают идолов.
Вождями первых христиан были отнюдь не самые образованные люди своего времени. Не в силах понять мудрость, заложенную в древних книгах, они ведут толпы на погром александрийской библиотеки. Разжигают костры из «языческих» рукописей. Христиане громят обсерватории, убивают ученых, которые по старинке чтили прежних богов...
В четвертом веке нашей эры огромная Римская империя окончательно распалась на два государства. Западная Римская империя с центром в городе Риме просуществовала недолго. В конце пятого столетия она пала, уступив нашествию варваров. На ее территории были основаны новые государства с примитивным бытом и хозяйством, простейшими космологическими представлениями, не выходящими за рамки жалких библейских легенд, сочиненных малограмотными апостолами.
Вселенная по Козьме Индикоплову
Высокая эллинская культура была сметена и предана забвению христианством, которое по самой сути своей было враждебно науке, любознательности и познанию природы.
Не на много лучше обстояли дела и в Восточной Римской империи, на основе которой сложилось крупное государство — Византия. В ее городах тоже были закрыты все греческие школы, но какие-то крохи эллинской науки и культуры сохранились. За многовековое существование Византии ее влияние распространилось на страны Ближнего Востока, на Грузию, Армению, а позднее — и на Киевскую Русь.
В первые века христианская церковь отвергала все, что осталось в наследство от античной науки. В том числе и систему мира Птолемея. Христианские писатели высмеивали представления древних о шарообразности Земли.
«Нам после Христа не нужна никакая любознательность, не нужно никакого исследования», — писал ранний христианский теолог Тертуллиан (примерно 150—222 годы нашей эры). Знаменитый христианский писатель Люций Целий Фирмиан Лактанций (примерно 250—330 годы нашей эры) проповедовал скорую кончину мира и наступление царства божия. Лактанций писал о том, что бог сотворил мир за 6 дней и мир будет существовать 6000 лет. По старому исчислению шел 5800 год. Через 200 лет после Лактанций должен был наступить конец света. Лактанций был убежден, что не может существовать антиподов, то есть людей, живущих на противоположной стороне Земли. Они бы просто с нее упали. А следовательно, не стоит и говорить о шарообразной форме Земли.
Примерно в 530 году вернулся на родину в Александрию богатый византийский купец Козьма. Он много путешествовал, был в Аравии, Восточной Африке и даже добирался до Индии, за что и получил свое прозвище Индикоплов, что означало плаватель в Индию. Трудно сегодня сказать точно, что случилось с почтенным негоциантом. Разорился ли он, пережил ли иное потрясение... Однако факт, что, по возвращении, бросил Козьма торговлю и принял монашество. При этом надо отдать ему должное: купец-монах выгодно отличался от остальной братии — был учен. Зная языки, он много переводил. Написал трактаты о странах, в которых побывал, обратил внимание путешественников на астрономические таблицы, помогающие находить на море правильный путь. Но потом задумал монах описать весь мир. И в 535 году появилось его сочинение «Христианская топография». В ней Козьма Индикоплов (или, как его еще называют, Индикоплевст) противопоставлял «елинскому льстивому изложению» христианский взгляд на устройство мира согласно священному писанию.
Прежде всего Козьма обрушивается на тех древнегреческих философов, которые представляли Землю шарообразной. Опираясь на цитаты из священного писания, он доказывает, что Земля не может быть шаром. Согласно писанию, Земля плоская и представляет собой немного вытянутый четырехугольник. Значит, так оно есть и в действительности. Четырехугольную Землю со всех сторон омывает океан, за пределами которого возвышаются высокие стены, вроде стенок сундука. А чтобы довершить сходство, на стены сверху опирается крышка, наподобие купола, которая называется твердью. Сверху на тверди плещутся небесные воды, о которых тоже написано в библии. Воды эти нужны, чтобы объяснить дожди... Прозрачная твердь отделяет земную часть Вселенной от небесной. В небесной части движутся семь планет (включая Луну и Солнце), подталкиваемые ангелами. Чтобы объяснить смену дня и ночи, Козьма Индикоплов ставит на север высокую гору конусом, за которой и скрывается Солнце, обходя Землю по кругу. Зимой — Солнце ниже и ночь длиннее.
Это грубое и наивное описание сыграло очень вредную роль в истории развития взглядов на Вселенную, и мы еще встретимся с ним, только уже не в Византии, а у себя на родине несколько веков спустя. Пока же мы с вами запомним, что если доказательство ведется не на основе опыта, а лишь ссылками на цитаты, такой метод не имеет никакой ценности — и мы называем его догматическим.
- Знаете ли вы, что?
Судьбы большинства прорицателей и астрологов были незавидными с древнейших времен. Вот что пишет римский историк Корнелий Тацит (ок. 55 — ок. 120 гг.) в своей книге «Анналы» о нравах императора Тиберия: «Всякий раз, когда Тиберий, стремясь узнать свое будущее, встречался ради этого с прорицателями, он пользовался верхними покоями дома и услугами единственного посвященного в эти дела вольноотпущенника. Тот окольными и крутыми тропками (ибо дом стоял на скалистом обрыве) приводил прорицателя, искусство которого хотел испытать Тиберий, и на обратном пути, если его познания были сочтены Тиберием вздорными, а сам он обманщиком, сбрасывал его в море, чтобы не оставалось свидетеля тайных занятий его господина».
|