|
1. Счет времени в древней Руси
У всех народов древности астрономические познания развивались в силу практических потребностей и преимущественно в двух направлениях: нахождение способов ориентировки по звездам и определение времени. Ф. Энгельс в «Диалектике природы», характеризуя возникновение наук, отмечал: «Сперва астрономия, которая уже из-за времен года абсолютно необходима для пастушеских и земледельческих народов»1
Подобно другим народам, например древним египтянам, арабам — славяне выработали свой календарь. Его создание восходит еще к дофеодальной эпохе. К сожалению, об особенностях этого календаря приходится только догадываться по некоторым отрывочным данным, смешанным с данными о календарях позднейшей эпохи. Древнерусский календарь потом был забыт так же, как в свое время после принятия христианства были забыты календари, возникшие у галлов, германцев и других европейских народов. Православная церковь вместе со своей догматикой и обрядностью принесла из Византии и юлианский календарь, по которому справлялись многочисленные праздники и который со временем вытеснил древнерусский календарь, возникший еще во времена язычества. Ведя борьбу с язычеством, новое русское духовенство обратило особое внимание на искоренение прежнего календаря и насаждение своего календаря, введенного в Риме еще вI в. до н. э. Однако древнерусский народный календарь отмирал не без борьбы и привычка считать начало года с марта, а не с 1 сентября (как считали в Византии, а затем на Руси до реформы Петра I) сохранялась очень долго. В летописях целые фрагменты, датированные «мартовским стилем», встречаются до XVI в. К сожалению, неизвестна астрономическая основа древнерусского календаря: был ли он вначале лунным календарем, соединенным позднее с солнечным юлианским, или же он еще до принятия христианства был лунно-солнечным. В последнем случае он должен был быть весьма сложным, требующим хорошего знания астрономических основ календаря и его арифметической теории.
Подробно изучавший проблему славянского календаря Степанов пришел к заключению, что в древней Руси начало года относили всегда к весне, т. е. к солнечному и природному круговороту, и начинали год с полнолуния фенологической (т. е. соответствующей весенней погоде) весны. Начало года было поэтому не точно 1 марта, а лишь вблизи этой даты. Этим, например, объясняется такое выражение в летописи: «в лето 6645 (1136 г.) настанущую в 7 марта». Следами культа Луны, отразившегося в календаре, являются известные праздники славян: масленица и похороны бога Ярилы (последние отмечались до XVIII в.). Три дня его похорон соответствовали трехдневной невидимости лунного серпа в новолуние, — по-древнерусски — «в межимесячии». Долгое время русские летописцы стремились обозначать годы «по старине», мартовским стилем, а не с сентября, «как мнилось грекам», и к чему, видимо, сами летописцы относились с неодобрением. Заметим, что с астрономической точки зрения начинать год вблизи даты весеннего равноденствия более естественно. Путаница стилей, возникшая позднее из-за разного счета начала года и усугубляемая при переводах старого летоисчисления («от сотворения мира») на современное, до сих пор полностью не устранена. Правило вычитания из датировок допетровской эпохи 5508 лет с 1 января по 1 сентября и 5509 лет с 1 сентября по 31 декабря применимо лишь к сентябрьскому стилю, а им летописцы пользовались далеко не всегда.
Сохранились древнерусские названия лунных фаз, показывающие, что они внимательно изучались на Руси: новолуние — межи, молодой серп — новец, первая четверть — новый перекрой, фаза около 10 дней — подполонь, полнолуние — полонь, фаза около 17 дней — ущерб, последняя четверть — ветхий перекрой, старый серп — ветох.
В древнейших книгах церковного обихода сохранились древнерусские названия солнечных месяцев, впоследствии оставленные, тогда как украинцы и поляки сохранили свои национальные названия месяцев. Древнерусские и украинские названия месяцев имеют между собой много общего. Различие во времени наступления сезонных явлений природы в средней полосе Руси и на более южной Украине вызвало одинаковые названия у смежных, но разных месяцев.
Приводим эти названия параллельно с украинскими и вероятное объяснение их происхождения. Ударения даем по толковому словарю В.И. Даля.
В лунно-солнечном календаре древней Руси для согласования продолжительности 12 лунных месяцев (насчитывавших по 29 и по 30 дней) с солнечным годом вставлялся иногда 13-й, дополнительный месяц, называвшийся у византийских книжников «эмболисмическим». На Руси такая вставка называлась «мулизмой». По мнению Степанова, ее производили семь раз в течение 19 лет — после августа второго круга Луны, после июля пятого ее круга и т. д. В результате фазы Луны приходились почти на прежние даты солнечного юлианского календаря. По-видимому, были и другие системы вставок дополнительного месяца.
Месяц |
Русское название |
Украинское |
Толкование русских названий |
Март |
Сухий |
Березозол |
Сушка срубленного леса |
Апрель |
Березозол |
Цветень |
Сок берется из берез или сжигание в золу срубленного леса |
Май |
Травень |
Травень |
Цветение трав |
Июнь |
Изок |
Червец |
Избк — кузнечик |
Июль |
Червень |
Липец |
Червец — насекомое, называемое «кошениль», дающее красную краску — «червец» |
Август |
Зарев |
Серпень |
Зарницы или холодные зори, либо рев оленей |
Сентябрь |
Рюин |
Вресень |
От «реветь». Славянский корень слова, означающего дерево, дающее желтую краску |
Октябрь |
Листопад |
Паздерник |
|
Ноябрь |
Труден |
Листопад |
Груда — замерзшие колеи |
Декабрь |
Студен |
Студень (Грудень) |
От стужи |
Январь |
Просинец |
Сечень |
Прояснение неба зимой |
Февраль |
Сечень |
Лютый |
Срубали, секли лес; может быть, этот месяц отсекал старый год от нового |
Из сочинений, посвященных проблеме календарного исчисления, наиболее интересно сочинение «Кирика диакона и доместика Новгородского Антониева монастыря учение имже ведати человеку числа всех лет». Кирик, умерший в молодых годах, был выдающимся человеком XII в. Он был составителем I Новгородской летописи и во всяком случае подготовил материал для нее. В указанном сочинении Кирик излагает учение о високосном годе, о вычислении пасхалии и о лунном годе. Например, он отмечает: «Весто да есть, яко в едином лете книжных месяцев 12, а небесных лун исходит 13, а на коеждо лето оставает 11 дний и в тех днех на 4-е лето приходит Луна 13-я, а по 4 недели чтутся в месяц. 13 месяцы полны от года до года и один день». Такого же исчисления лунно-солнечного года в средние века придерживались книжники и в Риме и в Англии.
Кирик знал такие сложные понятия из теории календаря, как эпакт (возраст Луны в определенный день года), индикт (15-летний цикл), 28-летний «солнечный круг», 19-летний лунный круг и «великий индиктион» пасхальных таблиц в 532 года.
Будучи в основном книжным человеком — историком и «числолюбцем», Кирик в то же время был тонким и внимательным наблюдателем неба. Об этом свидетельствует одна его приписка в летописи под 1136 г. к описанию события, с которым указанные в приписке детали никак не были связаны. «Прииде Новугороду князь Святослав месяца июля в 19, преже 14 каланда августа, в 3 час дне, а луне небесней в 19 день».
В этих словах Кирик скупо, как все летописцы, описывает целую картину неба. На восточной его стороне к приезду князя сияло Солнце, а на западе виднелась белесоватая Луна в возрасте 19 дней, и Кирик подчеркнул, что по его собственным наблюдениям 19-дневная Луна совпала с 19-м числом книжного месяца. Не сдержав желания показать свою ученость, Кирик прибавил сюда и известные ему «августовские каланды» (календы или декады) древнеримского календаря, не имевшие распространения на Руси.
В том же Новгороде другой летописец отметил в 1206 г. редкое явление — наступление точной фазы первой четверти Луны (когда видна ровно половина лунного диска) не на 7—8-й день после новолуния, а на 8—9-й. Такого рода замечание в ту эпоху могло быть основано только на длительных систематических наблюдениях лунных фаз, а не на каких-либо теоретических расчетах, для которых имевшиеся тогда математические средства были недостаточны.
Интерес к календарным вопросам на Руси был широко распространен. Характерно, что были придуманы и применялись разные правила расчетов по руке и по пальцам. Они давали возможность делать вычисления, не пользуясь дорогостоящими рукописными книгами. Так, были распространены «рука рождению или ущерблению Луны», «о часех боевых, како их учитать по руце», «рука Иоанна Дамаскина — круг Солнцу» и другие способы календарных расчетов для «числолюбцев». Один из элементов расчета пасхалии (дней празднования пасхи) даже назывался «вруцелето», так как его можно было определять по руке, «держать в руке лето». (Заметим, что «лето» по-древнерусски означало «год».)
Задача расчета пасхалии, т. е. даты наступления праздника пасхи на много лет вперед, была не легким делом. Не случайно, что еще в XIX в. этой проблемой занимался такой выдающийся математик, как Гаусс. Трудность расчета пасхалии обусловлена сложностью движения Луны, к фазам которой приурочивали этот праздник в своем календаре древние евреи, а за ними и христиане.
Рис. 1. Кремлевские часы начала XV в.
В 1492 г. кончились пасхальные таблицы, вычисленные в свое время для византийской церкви, но которыми пользовалось и русское духовенство. Митрополит Московский Зосима, епископы Филофей и Геннадий самостоятельно выполнили новое предвычисление пасхалии на ряд лет вперед. Они вели эту работу независимо друг от друга для взаимного контроля. Это показывает основательное знакомство более просвещенных деятелей русской церкви с теорией календаря уже в XV в.
Заканчивая обзор истории русского календаря, напомним, что перенос начала года с 1 сентября на 1 января и переход к счету лет по современной системе были осуществлены Петром I в 1700 г.
Счет часов в течение суток в средние века как на Руси, так и в Западной Европе был приближенным. Время определяли преимущественно «на глазок», так как хозяйственная жизнь в ту эпоху еще не требовала большой точности. На Руси был принят византийский церковный счет часов: полночь — на исходе шестого и в начале седьмого часа ночи, полдень — между шестым и седьмым часами дня. Час назывался сначала «годом» или «годиной». В то же время под словом «час» понимали краткий промежуток времени, — отсюда сохранившиеся и теперь выражения «смертный час», «сейчас», «тотчас» и т. д.
Первое описание башенных механических часов, сооруженных в Москве, относится к 1404 г. (при вел. князе Василии I, сыне Дм. Донского). Эти часы были одними из первых в Европе. Они были каждый час «человековидно, самозвонно и страннолепно», т. е. как человек, но сами собой, и приятно. Новое тогда часовое дело на Руси осваивалось очень успешно. В 1436 г. были устроены городские часы в Новгороде, а в 1477 г. и в Пскове. Для упрощения регулировки хода часов по Солнцу городским часовщикам была дана инструкция сверять показания часов с моментами восхода и захода Солнца, которые для этого были вычислены. Проверка этой своеобразной таблицы показывает, что летнее солнцестояние падает в ней на 15 июня, и отсюда можно заключить, что она была составлена еще в XI в., к сожалению, неизвестно кем. Возможно, что уже тогда ею пользовались в Новгородской земле, ставшей очагом культуры северо-восточной Руси. В XVII в. в Новгороде был осуществлен переход к счету часов от полуночи, но для всей России этот счет был установлен окончательно уже в 1700 г. при Петре I.
Примечания
1. Ф. Энгельс, Диалектика природы, Госполитиздат, 1950, стр. 145.
|