|
Глава 19. Персонификация звезд: храм Исиды в Дендере
Итак, мы переходим от строительных ритуалов и общего рассмотрения карнакских храмов к культам, которым посвящены различные храмы. А для этого нам придется разобраться с вопросами египетской мифологии в том, что касается имен и происхождений всевозможных богов и богинь.
Многие факты говорят о том, что каждый храм был посвящен какому-либо богу или богине, хотя во многих случаях имя храмового божества утеряно.
План Дендеры (по Мариету)
К счастью, в Дендере храмовые божества хорошо известны, поэтому нам удобнее начать с тамошних храмов. Общий план Дендеры мы находим среди великолепных рисунков, которым обязаны французской экспедиции 1798 года. Там изображена стена вокруг участка с большим храмом Хатхор и малый храм Исиды под прямым углом к нему. Мы приблизительно находим, что большой храм указывает на северо-восток, а малый храм Исиды — на юго-восток. Мариет в своем труде о Дендере опубликовал более поздний план.
Такова общая ситуация с храмами в Дендере. Но мы можем рассмотреть их чуть ближе, сверившись по карте, приложенной к сочинению Био, о котором я говорил выше. Там указано, что ось храма Хатхор направлена не просто на северо-восток, а на 18° восточнее точки севера. Так как второй храм расположен под прямым углом к большому, его направление по Био 18° южнее точки востока.
Чтобы показать, насколько неопределенны эти результаты из-за отсутствия должных измерений, я привожу следующие, более поздние значения:
1. Лепсиус, 1844 г. |
Магнитный азимут оси |
25° севернее точки востока |
Магнитная амплитуда оси
Поправка 8½° |
65° севернее точки востока |
Астрономическая амплитуда |
73½° севернее точки востока |
2. Мариет, 1870 г. |
Астрономический азимут |
15° севернее точки востока |
Астрономическая амплитуда |
75° севернее точки востока |
3. Локьер, 1891 г. |
Магнитный азимут оси |
23° севернее точки востока |
Магнитная амплитуда оси |
67° севернее точки востока |
Предполагаемая поправка 4½° |
|
Астрономическая амплитуда |
71½° |
Так как мои значения близки к значениям Био, я буду придерживаться их; и они дают амплитуду храма Исиды, перпендикулярного к храму Хатхор, 18½° южнее точки востока.
Итак, в надписях ясно утверждается, что «место рождения Исиды лежит к северо-западу от храма Хатхор, его ворота обращены к востоку, и солнце сияет на его воротах, когда восходит, чтобы осветить весь мир»1. Из этого мы узнаем, что малый храм отмечал место рождения Исиды.
Значит, это храм Исиды. Кто же такая Исида?
Для начала рассмотрим храм и отметим, что надписи, которые, по всей видимости, относятся к обоим храмам, встречаются только в одном. По этому поводу я пока что приведу цитату из Плутарха2 о том, что Исида и Хатхор — одна и та же богиня, во всяком случае во времена позднего Египта.
Если изучить надписи — а благодаря великолепной книге Мариета о Дендере мы это можем сделать, — окажется, что они звучат очень уверенно. Вот одна из них: «Она [то есть ее величество Исида] освещает свой храм в день нового года, и она смешивает свой свет со светом своего отца Ра на горизонте».
Здесь мы видим не что иное, как ясное и совершенно четкое заявление о космическом восходе звезды, то есть, как объяснялось выше, одновременном восходе звезды и солнца.
Далее, в надписях явно говорится о «восходе Хатхор». «La grande déesse Sefekh [Sesheta] apporte les écrits qui se rapportent à ton lever, ô Hathor, et au lever de Ra»3. Всем известно, что «Ра» означает солнце, и потому «восход Ра» сразу же понимается как очевидный восход солнца. Но если «Хатхор» рассматривается в одном ряду с солнцем, то, значит, Хатхор должна быть неким небесным телом, которое восходит как солнце. По многим причинам я считаю это важным выводом.
Руины маммиси («дома рождения»), или храма Исиды в Дендере
Но Хатхор, согласно надписям4, также была объектом поклонения под именем Сотис.
Сейчас нам известно, вполне независимо от мифологии, что Сотис — это всего лишь греческая форма египетского названия (Сепд) звезды Сириус.
Итак, взяв все надписи вместе, мы получаем абсолютную астрономическую демонстрацию того факта, что «восход Хатхор», о котором говорится мифологически в надписях у Мариета, — это восход Сириуса; что звезда, которая «освещала храм и чей свет смешивался со светом ее отца Ра», на самом деле звезда Сириус. Мы видим наглядное доказательство того, что мифологически звезда Сириус — это Хатхор или, иначе, Исида.
Другими словами, мы встречаемся с персонификацией звезды; Сириус персонифицируется как Хатхор или Исида.
Но можно пойти и гораздо дальше. Как я показал выше, есть способ определить положение Сириуса в прошлом и, следовательно, определить, падал ли когда-нибудь свет этой звезды по оси храма. Мы приблизительно знаем ее положение — 18½° южнее точки востока, — и, значит, любое небесное тело, восходящее с этой амплитудой, осветило бы объект, находящийся в святилище. В случае Сириуса условия таковы, что из-за прецессии расстояние звезды от экватора постепенно уменьшалось с древнейших времен. Ее склонение в 8000 году до н. э. составляло −50°; в 1000 году н. э. оно стало чуть больше −17°.
Зная склонение, легко определить амплитуду, и в условиях храма Исиды в Дендере, а именно имея дело практически с морским горизонтом, мы находим, что храм на самом деле указывал на Сириус примерно в 700 году до н. э., каковой год и приводит Био как год создания зодиака в храме Осириса, о чем говорилось в главе 13.
Далее, легко показать, что Сириус в то время восходил одновременно с солнцем в день египетского Нового года5; говоря на языке мифологии, он смешивал свой свет со светом его отца Ра в великий день года.
Поскольку это первый пример такой персонификации, с которым мы столкнулись, нужно досконально его изучить. Почему звезду Сириус персонифицировали и поклонялись ей?
Летнее солнцестояние — то есть 20 июня, самый длинный день в году, — было самым важным временем египетского года, потому что оно отмечало оплодотворяющий разлив Нила. Это и был египетский Новый год. Уже много раз говорилось о том, что, как надписи указывают, самым важным астрономическим событием египетской истории был восход звезды Сириус точно в этот момент.
Ритуальная процессия в египетском храме (реконструкция французской комиссии)
По-видимому, все древние народы радостно приветствовали каждый восход, каждое возвращение солнца или бога солнца как воскрешение ото сна — от смерти — от ночи, что вполне естественно: когда возвращалось солнце, к человеку тоже возвращались силы жить, действовать, наслаждаться. Бог солнца побеждал смерть; человек снова мог жить. Свет и тепло вновь приходили с рассветом в том благоприятном восточном климате, в котором тогда жил человек, и сам рассвет был зрелищем, сенсацией, в котором все соединялось, чтобы вызвать благоговение и благодарность и потрясти до глубины души даже нецивилизованные народы.
Чему же тогда удивляться, если восход солнца был главным временем молений и благодарностей? Но молитва богу солнца означала и жертвоприношение; и здесь возникает одна практическая деталь и, видимо, нотка диссонанса, но на самом деле истинное происхождение наших сегодняшних знаний о звездах в окружающих нас небесах.
Чтобы принести жертву в момент восхода, была необходима подготовка, нужно было убить животных и соблюсти ритуал; на это требовалось определенное время. Чтобы отмерить нужное время, единственным способом было наблюдать за восходом звезды, первые лучи которой, как показали бы прошлые наблюдения, предшествует восходу солнца как раз на столько, сколько требовал ритуал на разные действия, связанные с жертвоприношением восходящему солнцу.
Возможно, это происходило каждое утро, но, безусловно, самый торжественный подобный ритуал во всем году имел место в утро дня нового года или в великий праздник разлива Нила и летнего солнцестояния, 1-й день месяца тота. Кроме утреннего ритуала, в течение дня проходили процессии богов.
Как долго продолжались эти утренние и особые ежегодные церемонии в доисторическое время, мы конечно же не знаем. Да и какие использовались звезды, мы тоже не знаем. Разумеется, подошла бы любая звезда, которая всходила в нужное время перед солнцем, будь то на северном или на южном небосклоне. Но нет сомнений в том, какая звезда использовалась в историческое время. Звездой-провозвестником, за которой наблюдали египтяне в Фивах, в 3000 году до н. э., был Сириус, самая яркая из звезд, и есть убедительные данные в пользу того, что Сириус не первым использовался в подобной роли6.
Астрономические условия восхода звезды, к счастью для нас, тщательнейшим образом изучили Био и, впоследствии, Оппольцер. Из их трудов вполне очевидно следует, что за восходом Сириуса в солнцестояние внимательно наблюдали уже в 3285 году до н. э., по расчетам Био; и, кроме того, что его восход все еще изучался и в относительно новое время. В древние эпохи египтяне наблюдали его гелиакический восход, но в более поздние они овладели способом наблюдать его космический восход, потому что, хотя за 3000 лет до н. э. он поднимался задолго до восхода солнца в самый длинный день в году, в тот же день в более поздние времена он поднимался одновременно с солнцем. Это наблюдение космического восхода, несомненно, стало возможно при помощи устройства храмов, которое я описал выше.
Итак, астрономически мы стоим на твердой почве. Мы сделали один шаг в царство мифологии. Я полагаю, читатель согласится, что мы пришли к уверенному выводу, что богини Исида и Хатхор олицетворяли звезду Сириус на рассвете и что храм Исиды в Дендере построен для наблюдения за ней.
Примечания
1. Mariette. Denderah. Vol. I. P. 263.
2. Ibid. P. 142. Плутарх написал это в I веке н. э.
3. «Великая богиня Сефех [Сешат] приносит письмена, которые относятся к твоему восходу, о Хатхор, и к восходу Ра» (Mariette. Denderah. P. 206).
4. Mariette. Denderah. P. 142.
5. Хатхор называется «владычицей начала года» (Mariette. Denderah. P. 207).
6. «Помимо солнцестояния и начала наводнения, было и еще одно астрономическое явление, слишком заметное, чтобы не привлечь всеобщее внимание египетских жрецов. Мы знаем из недавно найденных надписей Древнего царства, что восходы Ориона и Сириуса внимательно отслеживались и использовались мифологически еще в эпоху строительства пирамид», — писал Кралль.
|