|
От редактора перевода
Что в наши дни больше всего привлекает пытливого читателя? Парапсихология и телекинез? Существование НЛО? Или возможность связи с внеземным разумом? Интерес к таким проблемам закономерен, хотя в публикациях на подобные темы грань между подлинной наукой и псевдонаукой подчас, к сожалению, оказывается стертой. Пожалуй, именно в связи с такого рода темами внимание многочисленных читателей оказалось прикованным и к открытию астрономических обсерваторий доисторического прошлого — гигантских земляных и каменных капищ, эпоху строительства которых отделяет от наших дней по крайней мере 5—6 тысячелетий. Диковинные, грубо обработанные камни, установленные вертикально вдоль ломаных линий, каменные круги, овалы и другие геометрические фигуры, многокилометровые насыпи раскиданы по многим уголкам атлантического побережья Европы. Кто и во имя чего перемещал на сотни миль многотонные каменные монолиты? Этим доисторическим памятникам и их толкованию посвящены газетные и журнальные статьи, телерепортажи, кинофильмы.
Доисторическая астрономия — правда или вымысел? И если правда, то не пришельцы ли из космоса несут ответственность за появление астрономических обсерваторий вдали от очагов средиземноморской культуры, на вересковых пустошах Англии, Шотландии, в Бретани? Подавляющее большинство публикаций на эту тему, увы, либо сенсационно, либо слишком специально и недоступно широкому кругу читателей.
Уже римские завоеватели не могли сообщить ничего достоверного о происхождении и назначении мегалитических памятников северо-западной Европы. В эпоху Средневековья древние камни окружала густая завеса мифов и легенд. И вот теперь, если только признать за новыми доводами силу обоснованных научных аргументов, смысл существования тысяч мегалитов приобретает связное астрономическое истолкование.
Высокий уровень астрономических знаний и методов астрономических наблюдений в доисторическом обществе плохо укладывается в сознании. Астрономия в доисторическом мире? Этот факт вызывает поначалу недоумение, возражения, скептическое отношение. Однако интригующую проблему, которой посвящена настоящая книга, отнюдь нельзя считать надуманной. Она встала во весь рост, она во всеуслышание заявляет о себе как в кругу специалистов по древней истории, так и в кругу историков астрономии. К чему стремились и чего достигли на рубеже каменного и бронзового веков наши далекие предки? Какие достижения можно отнести к вершинам их научного и технического творчества? Проблема состоит в том, чтобы решительно отвергнуть накопившиеся исторические предрассудки и кардинально переоценить научный и технический потенциал доисторического общества.
Как это ни парадоксально, но актуальность изучения давным-давно исчезнувших народов резко возросла именно в период научно-технической революции. Вторая половина XX в. породила глобальные демографические и экологические проблемы. Отношение к ним на Западе и в странах социализма диаметрально противоположно. Научно-технический прогресс вызвал на Западе футурологические пророчества в стиле прогнозов Римского клуба, которые трудно воспринять иначе, чем апокалиптические предначертания конца света. Вместо уверенности в завтрашнем дне научно-техническая революция породила на страницах западной печати пессимизм и глубокую апатию. В этих условиях исследователю-материалисту, вооруженному диалектикой как могучим средством познания социальных движений, очень важно проникнуть в скрытую тысячелетиями предысторию современной цивилизации, чтобы на конкретном материале понять и изучить характерные особенности развития человечества, его главные атрибуты, в частности, в столь специфических сферах деятельности, как наука и техника.
Задача сформулирована и требует решения, но оно дается нелегко. И одна из серьезных дополнительных трудностей заключается в необходимости, как писал Чарлз Сноу, перекинуть мост между «двумя культурами», т.е. органически слить естественнонаучный подход, свойственный профессионалам-астрономам, с традиционным для гуманитарного мышления подходом историков и археологов. Опыт показал бесплодность изысканий тех историков, которые пренебрегают математическими фактами, закодированными в земляных и каменных узорах неолитических памятников. Столь же легковесными, впрочем, являются и умозрительные озарения астрономов, которые тщатся постичь образ мыслей людей каменного века вне определенного социально-исторического контекста. Истина может родиться лишь в рациональном объединении обоих подходов. И именно на стыке астрономии и археологии возникло в середине 60-х годов новое важное направление историко-астрономических исследований.
Термин «астроархеология» (ныне он уступает место более точному термину «археоастрономия») введен Джеральдом Хокинсом. Толчком к бурному развитию нового направления историко-астрономических исследований послужило успешное изучение Дж. Хокинсом Стоунхенджа — каменного сооружения, возведенного в Англии на равнине Солсбери без малого 4000 лет назад, на рубеже каменного и бронзового веков, за несколько столетий до падения Трои.
Дж. Хокинсу удалось доказать, что арки Стоунхенджа, подобно прорези с мушкой в ружейном прицеле, являются громадными визирами, которые с погрешностями менее 1° отмечают восходы и заходы Солнца и Луны в особые дни года — дни солнцестояний и равноденствий. Стоунхендж оказался не только святилищем для ритуальных церемоний, но и огромной астрономической обсерваторией, которая, возможно, даже позволяла предсказывать солнечные и лунные затмения. Продолжая свои поиски, Дж. Хокинс дал астрономическую интерпретацию нескольких других древних памятников. Так, он установил, что расположенные вдоль единой оси храмы Амона-Ра и Ра-Горахты в Луксоре (Египет) ориентированы по точке восхода Солнца в день зимнего солнцестояния.
Работа Дж. Хокинса воодушевила энтузиастов в разных частях света. Мегалитические памятники Англии и Бретани продолжали исследоваться Александром Томом и его сотрудниками. Археоастрономическим проблемам посвятил несколько публикаций видный английский астрофизик Фред Хойл. За полтора десятилетия в мире уже проведено несколько коллоквиумов и конференций по археоастрономии. При Университете штата Мэриленд в США организован специализированный Центр археоастрономических исследований, который издает ежеквартальный бюллетень; в 1979 г. увидел свет первый выпуск «Археоастрономии» — ежегодного приложения к международному журналу по истории астрономии.
Итак, преодолен известный психологический барьер и стало очевидно, что на всех этапах истории цивилизации, в том числе и на очень ранних, человеку свойственно было ставить и находить решения исключительно сложных задач. Характер их решения качественно отличался от современного, но зачастую нисколько не уступал ему ни по точности, ни по эффективности.
Известно ли читателю, каким изящным методом пользовались древнерусские богомазы для росписи внутренней поверхности куполов православных храмов, чтобы зрительный образ воспринимался снизу без искажений, обусловленных кривизной поверхности? В подкупольном барабане храма временно натягивалась негустая веревочная сетка, а на полу по ночам раскладывался маленький костер. Тени от веревок падали на подкупольную поверхность и их обводили углем. Так получалась точная картина искажений правильных квадратов веревочной сетки при центральном проектировании их с пола на сферическую подкупольную поверхность. Затем исходный рисунок тоже разбивался на квадраты и уже по квадратам, с учетом искажений, переносился на потолок.
Другой подобный пример из истории возведения египетских пирамид приводит на страницах книги Джон Вуд.
Итак, при желании можно найти пути, как рассеять сомнения относительно того, что уже первые земледельцы Британских островов обладали известной суммой научных знаний, которые позволили им выработать собственные геометрические представления, ввести в практику приемы точных наблюдений Солнца и Луны, создать календарь и даже научиться предсказывать затмения. Работы Дж. Хокинса явились первыми наглядными иллюстрациями богатых возможностей археоастрономии. Он заложил ее надежный научный фундамент, убедительно показав, в частности, что наука древнего мира не имеет никакого отношения к псевдонаучным объяснениям, приписывающим достижения древних пришельцам из космоса. Его последователи создали достаточно стройную единую концепцию, которая находит отражение в этой книге.
Справедливости ради следовало бы заметить, что даже Дж. Хокинс в своих публикациях не смог до конца остаться беспристрастным и с одинаковой объективностью осветить весь связанный с рассматриваемой проблемой узел исторических, археологических и естественнонаучных вопросов. Будучи астрономом и апологетом существования лунно-солнечных обсерваторий каменного века, Хокинс в своих работах порой упускает из виду некоторые важные исторические и археологические свидетельства. В этом отношении позиция автора настоящей книги Дж. Вуда проще и четче.
Книга «Солнце, Луна и древние камни» полностью лишена элементов ложной занимательности и сенсационности. Ее автор не ставит своей задачей навязать читателю какие-либо предвзятые научные концепции. Он в доступной форме излагает весь круг установленных фактов и оставляет читателю творческий простор для тех заключений, которые кажутся ему наиболее обоснованными.
В авторской позиции Дж. Вуда (по специальности инженера) удачно сочетаются широта взгляда историка и педантичная скрупулезность астронома. Конечно, далеко не все детали в излагаемом материале являются бесспорными. В чисто научном плане астрономические разделы книги страдают некоторыми, порой не очень оправданными упрощениями. В упомянутом выше первом выпуске «Археоастрономии» была опубликована статья Дж. Патрика, которая подвергает серьезному сомнению позицию Александра Тома, а тем самым и его последователя Дж. Вуда относительно астрономической значимости мегалитов Темпл-Вуда. Однако эта и некоторые другие частности не снижают главной ценности книги — ее общей целостной концепции. Автор доказывает, что выполнение астрономических наблюдений в доисторическую эпоху было не случайным и не разовым порывом отдельных личностей, а представляло собой систематическую деятельность древнего сообщества, которая стимулировалась и поддерживалась практической необходимостью. С иными доводами автора можно спорить, но в целом с ним трудно не согласиться: астрономия в доисторическом мире достигала значительных высот.
На территории СССР также выявлен ряд памятников, которые становятся объектами археоастрономических исследований. Армянские астрономы изучают древнейшие астрономические наблюдательные площадки у холма Мецамор близ Еревана. В этом районе Армении обнаружены следы цивилизации, предшествовавшей государству Урарту. Под фундаментами урартских построек археологи открыли центр развитого металлургического производства, насчитывающего 3000 лет. А нижние слои мецаморской культуры имеют возраст, возможно, до 5000 лет. Высеченные в скалах в 200 м от мецаморского холма «угломерные инструменты», по всей вероятности, служили предкам урартов для простейших астрономических измерений. Древние могильники с астрономической ориентацией по странам света были обнаружены на территории Казахстана П.И. Мариковским. Все подобного рода археоастрономические исследования имеют большое значение для воссоздания общей картины зарождения астрономии и науки в целом. Думается, что настоящая книга послужит их дальнейшему успешному развитию.
Книга Дж. Вуда «Солнце, Луна и древние камни» обобщенно освещает актуальную проблему становления научных знаний на ранних этапах развития человеческого общества и существенно дополняет две ранее переведенные издательством «Мир» на русский язык книги Дж. Хокинса: «Разгадка тайны Стоунхенджа» (1973) и «Кроме Стоунхенджа» (1977), которые вызвали большой интерес. Ее с уверенностью можно отнести к тому разряду книг, которые в силу общечеловеческой значимости обсуждаемой проблемы не оставляют равнодушными людей самых различных профессий, склонностей и взглядов.
В заключение нам приятно выразить искреннюю благодарность академику В.А. Амбарцумяну и канд. философских наук В.В. Казютинскому, немало способствовавшим появлению настоящей книги в русском переводе.
А. Гурштейн
|