|
Грац и Прага
В Граце Кеплер, наряду со своими обычными занятиями, составил в 1594 г. хороший календарь; в этом календаре счисление велось уже по новому, григорианскому стилю, введённому папой Григорием XIII в 1582 г. В особой статье Кеплер объяснял, почему введён был «новый стиль» и почему необходима календарная реформа. Однако это новшество очень не понравилось протестантам, единоверцам Кеплера. Они заявляли: «Папу мы считаем за льва рыкающего, а если примем его календарь, то должны будем ходить в церковь по его календарю».
Календарь, составленный Кеплером, содержал (как и все календари того времени) предсказания погоды на весь год, различные приметы, а также астрологические предсказания грядущих событий.
Современники Кеплера считали астрологию наукой и не отделяли её от астрономии. Лекции Меланхтона по астрологии, читанные им в Виттенбергском университете, имели такой большой успех, что первое их издание разошлось очень скоро, а в 1559 г. вышло новое их издание под заглавием: «Филиппа Меланхтона начала физической доктрины, вторично изданные в Виттенберге».
Большим приверженцем астрологии был и знаменитый датский астроном Тихо Браге, которому покровительствовал датский король Фредрик II. Он весьма тщательно составлял заказывавшиеся ему гороскопы различных высокопоставленных лиц. Сохранились три гороскопа, составленные Тихо Браге для сыновей Фредрика II. «Эти три гороскопа своими роскошными украшениями, — писал один из современников, — тщательным выполнением и подробными вычислениями доказывают, с каким усердием и прилежанием Тихо Браге готовил эту. работу».
Известный французский астроном XIX века Араго писал и про Кеплера так: «Говорят, что Кеплер сам верил гороскопам».
Так ли это? Считал ли Иоганн Кеплер астрологию наукой?
По этому поводу приведём слова самого Кеплера из одного его письма: «Чтобы ищущий истину мог свободно предаваться этому занятию, для него необходимы по меньшей мере пища и помещение. У кого нет ничего, тот раб всего, а кому охота идти в рабы? Если я сочиняю календари и альманахи, то это, без сомнения, прости мне, господи, — великое рабство, но оно в настоящее время необходимо. Избавь я себя хоть на короткое время от этого, мне пришлось бы идти в рабство ещё более унизительное. Лучше издавать альманахи с предсказаниями, чем просить милостыню. Астрология — дочь астрономии, хотя и незаконная, и разве не естественно, чтобы дочь кормила мать, которая иначе могла бы умереть с голоду?»
Рис. 17. Иоганн Кеплер
В Граце Кеплер написал своё первое большое сочинение. Его книга была напечатана в 1597 г. под таким заглавием:
«Предвестник космографических сочинений, содержащий космографическую тайну об удивительном соотношении пропорциональности небесных кругов, о причине числа небес, их величинах, о периодических их движениях, общих и частных, — объяснённую из пяти правильных геометрических тел».
В этом сочинении Кеплер задался целью выяснить, почему планетных сфер шесть, а число разделяющих их промежутков — пять. Исходя из существования пяти правильных многогранников (куб, тетраэдр, октаэдр, додекаэдр, икосаэдр), Кеплер пришёл к мысли, что эти пять многогранников и должны «связывать геометрически» отдельные сферы, причём каждый из упомянутых правильных многогранников должен опираться своими вершинами на сферу большего радиуса и касаться своими гранями сферы меньшего радиуса. Эта мысль Кеплера неправильна. Но он хотел, как и древние астрономы, внедрить геометрию в астрономию.
Структурный план солнечной системы, вытекающий из этих соображений, таков: между сферами Сатурна и Юпитера Кеплер поместил куб; между сферами Юпитера и Марса — тетраэдр; между сферами Марса и Земли — додекаэдр (двенадцатигранник); для двух внутренних планет (Венеры и Меркурия) он строил последовательно икосаэдр (двадцатигранник) и октаэдр (восьмигранник).
Построение такой структурной схемы потребовало большого труда. Вычисления были очень сложны и трудны. Сравнение планетных расстояний от Солнца с теми, которые Коперник ранее вывел из наблюдений, обнаружило довольно большие отклонения для планет Юпитера и Меркурия.
В «Предвестнике» Кеплера имеется основная мысль, позволяющая угадать будущего «законодателя неба» — так называют Кеплера некоторые историки астрономии. Кеплер уже понимает громадное значение Солнца: «Подобно тому, как источник света находится в Солнце, так и основание кругового движения находится в месте, занимаемом Солнцем, и, без сомнения, в его центре, так что теперь жизнь, движение и душа мира — всё совмещается в одном и том же Солнце».
«Предвестник» был хорошо принят многими выдающимися учёными, современниками Кеплера. Искреннюю похвалу ему за это сочинение воздали и знаменитый Тихо Браге, и пизанский профессор, ещё неведомый тогда учёному миру Галилео Галилей.
В 1597 г. Кеплер женился на Варваре Мюллер, женщине образованной. Женившись, Кеплер решил прочно обосноваться в Граце. Жена его была молодая красивая вдова, имевшая домик в Граце. Счастье как будто улыбнулось Кеплеру, но ненадолго. Эрцгерцог Фердинанд Австрийский достиг в 1598 г. совершеннолетия и тотчас же дал обет искоренить «лютеранскую ересь» в своих владениях: 17 сентября 1598 г. декретом Фердинанда было предписано всем протестантам, жившим в Граце, под страхом смерти покинуть город до захода солнца.
Кеплер вынужден был скрываться. Иезуиты, ценившие астрологические познания Кеплера, выхлопотали ему отсрочку, но всё же ему пришлось перейти границу Штирии и пробыть почти целый год в Венгрии.
Один из штирийских сановников, Герварт, советовал Кеплеру «войти в соглашение» с правительственными кругами Штирия. На это предложение Кеплер отвечал: «Я принадлежу к аугсбургскому исповеданию» (к лютеранству). «За это я пострадал и притворяться не способен».
В 1599 г. правительство Штирии само вызвало Кеплера в Грац, но очень скоро его положение там сделалось совершенно невыносимым. Кеплер решил окончательно покинуть Штирию и искать убежища где-нибудь в протестантских государствах Германии. Тут очень кстати пришло приглашение от знаменитого тогдашнего астронома Тихо Браге — приехать к нему в Прагу и договориться о совместной работе.
Тихо Браге высоко оценил замечательные вычислительные способности Кеплера, прочитав его «Предвестник космографических сочинений».
Свидание Кеплера с Тихо Браге состоялось 5 февраля 1600 г. Оба астронома, по-видимому, договорились, но Кеплер ещё некоторое время оставался в Граце.
В июне 1600 г. Кеплер снова принуждён был бежать из Граца и с женою отправился в Прагу, к Тихо Браге. Отношения Кеплера с Тихо были, однако, довольно натянутыми, холодными.
Вскоре после своего переселения в Прагу Кеплер, жаловался в одном письме: «Здесь нет ничего верного, Тихо такой человек, с которым нельзя жить, не перенося жестоких оскорблений. Содержание обещано блестящее, но казна пуста, и жалованья не дают».
В связи с такими неблагоприятными обстоятельствами Кеплер уехал из Праги, но вернулся туда в начале 1601 года.
Прага была в то время столицей так называемой «Священной римской империи», включавшей различные области Западной Европы. Император Рудольф II, любивший астрологию и другие «тайные науки», пригласил Тихо Браге в Прагу с целью иметь при себе самого выдающегося астролога того времени. Рудольф II очень благоволил к Тихо, но жалованья ему не выплачивал.
После возвращения Кеплера в Прагу его положение при Тихо оставалось очень шатким. Правда, Тихо обещал выпросить для Кеплера титул «императорского математика», при условии, чтобы Кеплер, под руководством Тихо Браге, работал над составлением новых таблиц планетных движений, которые могли бы заменить устарелые «Прусские таблицы», составленные Эразмом Рейнгольдом в 1551 году. Но Кеплер желал непременно положить в основу своих вычислений систему мира Коперника, т. е. гелиоцентрическую, тогда как Тихо Браге был убеждённым геоцентристом и настаивал на своих идеях.
Эти тягостные противоречия разрешила смерть Тихо Браге, скончавшегося 13 октября 1601 г. «Тихо Браге скончался, — писал Кеплер Мёстлину. — Умирая, он просил меня обработать всё, согласно его собственной гипотезе».
|