«Диалог о двух важнейших системах мира»
Отныне Галилею фактически запрещалось проводить всякую научную работу, ибо вне утверждения коперниканства, без борьбы с аристотелевскими традициями и взглядами, он эту работу не мыслил. Но великий учёный не сдался: он продолжал осторожно собирать доводы в пользу учения Коперника.
В 1632 г. после долгих мытарств о цензурой Галилей решился опубликовать своё замечательное сочинение «Диалог о двух важнейших системах мира — птоломеевой и коперниковой». Этот труд явился своего рода манифестом новой науки, знаменем борьбы за коперниканскую картину мира. Книга написана на итальянском языке и представляет собой великолепный образец научной публицистики.
Усыпляя бдительность церковной цензуры, Галилей в предисловии к книге заявляет, что написал её для подтверждения справедливости запрещения учения Коперника.
Рис. 25. Фронтиспис из книги Галилея «Диалог о двух системах мира»
В этой книге три собеседника обсуждают различные доводы в пользу двух систем мира — геоцентрической и гелиоцентрической.
Автор при этом не становится на сторону ни одного из собеседников. Однако у читателя не остаётся сомнений в том, что преимущество в споре принадлежит коперниканцу.
В «Диалоге» Галилей, разбирая учение Аристотеля об «особенной» природе небесных тел, приводит в пользу тождественности природы Земли и других небесных тел факт существования гор на Луне.
Галилей утверждает, что все планеты — такие же тела, как и наша Земля. Далее Галилей указывает, что открытые им и другими астрономами тёмные пятна на Солнце постоянно изменяют свой вид. Он сам не один раз наблюдал, как они появлялись и затем постепенно исчезали.
Это даёт возможность Галилею обрушиться со всей силой своего красноречия на учение Аристотеля о вечности и совершенстве небесных светил. Для средних веков особенно характерной была мысль о неизменности всего окружающего. Галилей, наоборот, заявляет: «Я всеми силами противлюсь мысли, будто неизменность и вечность являются каким-то превосходством и совершенством, а изменчивость, наоборот, каким-то несовершенством. Я считаю Землю в высшей степени совершенной именно ввиду происходящих на ней перемен. То же самое относится к Луне, Юпитеру и другим небесным светилам».
Полемизируя с устарелым мировоззрением Аристотеля—Птоломея, Галилей даёт очень подробное и точное изложение учения Коперника. По словам Галилея, в пользу этой системы особенно говорит то обстоятельство, что годичное движение Земли хорошо объясняет остановки, попятные и прямые движения планет. Противники Коперника, говорит Галилей, указывали, что благодаря годичному движению Земли вокруг Солнца должны наблюдаться на небе, но никем пока не наблюдаются, параллактические смещения неподвижных звёзд. Галилей парирует это возражение тем, что сфера неподвижных звёзд, вероятно, удалена от солнечной системы на очень большое расстояние, возможно, на расстояние 10 000 радиусов земной орбиты. Вследствие этого параллактическое смещение звёзд, по подсчёту Галилея, должно быть совершенно ничтожным, почему и ускользает от наблюдения.
Согласно современным данным даже ближайшая к нам звезда удалена от нас почти на 40 биллионов километров или более чем на 270 000 радиусов земной орбиты. Таким образом, оценка Галилея была ещё сильно преуменьшена.
|