|
Идея эволюции
Гипотеза Лапласа чрезвычайно убедительно продемонстрировала идею эволюции мировых тел, их естественного и постоянного развития. Она показала, как из более простых форм материи образуются более сложные, показала, что Солнечная система должна была иметь свою историю во времени и что ее упорядоченность сегодня является необходимым (детерминированным) следствием законов, действовавших во Вселенной в далеком прошлом. Будущее Солнечной системы обусловлено действием тех же неизменных законов природы и современным состоянием этой системы. Простому случаю и потусторонней воле в этой картине мира уже не осталось никакого места, и признание изменяемости Солнечной системы, а с ней и Земли должно было оказать и оказало свое влияние на ряд смежных дисциплин.
Если такое влияние гипотезы Лапласа имело место, а теория Канта осталась почти незамеченной, то это объясняется не только высоким авторитетом Лапласа в научных кругах. Ко времени Лапласа идеи эволюции уже зарождались в умах. Еще в 1759 г., почти одновременно с Кантом, К. Вольф впервые попытался указать в биологии на развитие видов и протестовал против теории их неизменности.
Однако в его руках еще не было всех нужных для этого данных1. Но к концу XVIII в. данные науки умножились и сами собой подготовили почву к восприятию идей эволюции, а французская революция сделала людей более восприимчивыми к новым мыслям, к новому мировоззрению.
Вслед за астрономией идею эволюции должна была воспринять геология, потому что господствовавшая в ней теория катастроф Кювье не объясняла медленных и непрерывных видоизменений того тела, верхними слоями (корой) которого занималась геология.
Кювье предполагал, что геологические периоды отделялись друг от друга бурными катастрофами, при которых вся жизнь на нашей планете погибала, и что всякий раз после этого происходил новый акт творения органической жизни. Лайель, по примеру Лапласа, внес в геологию учение о непрерывном видоизменении лика Земли под влиянием процессов размывания, выветривания горных пород и т. п.
Позже всего идеи развития утвердились в биологии, и то лишь после продолжительной борьбы, в которой фон Бух, Ламарк и Сент-Илер были в первых рядах защитников этих идей. Однако лишь Ч. Дарвину в 1859 г. удалось утвердить эти идеи, и с тех пор понятие о развитии всех форм природы стало для нас привычным и естественным. Идея о всеобщей связи явлений в мире и развитии природы, таким образом, прочно утвердились в естествознании, и с ними вошли в науку элементы диалектики. Хотя Лаплас в основном стоит еще на позициях механистического материализма, его космогоническая гипотеза уже содержала в себе зародыш диалектического мышления. Это видно, например, из следующих слов Энгельса: «Итак, точное представление о Вселенной, о ее развитии и о развитии человечества, равно как и об отражении этого развития в головах людей, может быть получено только диалектическим путем... Именно в этом духе и выступила сразу же новейшая немецкая философия. Кант... превратил Ньютонову солнечную систему... в исторический процесс: в процесс возникновения Солнца и всех планет из вращающейся туманной массы... Спустя полстолетия его взгляд был математически обоснован Лапласом... Свое завершение эта новейшая немецкая философия нашла в системе Гегеля»2.
Примечания
1. Идею неизбежности изменения, эволюции системы Млечного Пути высказал в 1761 г. Ламберт. В 1791 г. идею эволюции космической материи высказал и обосновал наблюдениями В. Гершель.
2. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. — Изд. 2-е, т. 20, с. 22—23.
|