|
Священные писания
Место — Ниневия, столица Ассирийской Империи, время — 672 год до Рождества Христова. Ассаргадон, великий царь, покоритель Египта, в то время — самый могущественный человек в мире, знает, что его смерть близка, и сокрушается о будущем своей великой империи. Его здоровье оставляет желать лучшего, его выводят из себя политические интриги, и в большей степени — предзнаменования и знаки, особенно небесные — затмения и падающие звезды. Он — религиозный и очень суеверный человек, его ум хранит ужас, связанный с событиями его юности, когда его отец Сеннахериб был убит братьями Ассаргадона, в результате чего началась гражданская война. Теперь царь желает предотвратить подобные бедственные события, он созывает совет, на котором будут присутствовать не только его министры и придворные, но также предсказатели и духовные лица. Эти люди — «умману», «эксперты» или «ученые», были необыкновенно влиятельными в эпоху Месопотамских цивилизаций, объединяя в одном лице роли священника и ученого, и без их ежедневных советов царь не совершал ни одного действия, касающегося государства. И теперь Ассаргадон и эти советники создают схему для обеспечения безопасного будущего; один из его сыновей, Ашурбанипал, будет владеть троном Ассирии, в то время, как другой, Шамаш-шумуким, будет правителем в Вавилоне. Один из советников царя одобрил план такими словами:
«Ваше Величество совершили на земле то, что не может быть совершено даже на Небесах... Вы облекли Вашего младшего сына королевскими регалиями и поставили его на царство в земле Ассирии. Вашего старшего сына Вы сделали царем Вавилона. Слева и справа, куда ни бросишь взгляд, противники Вашего Величества из менее великих царей говорят, что царь сотворил благо для Ассирии. И теперь Бог Асур даровал Вам мир от места, где восходит Солнце, до того места, где оно садится. Смотрите на Ваших прекрасных сыновей, и пусть Ваше сердце радуется».
И этот план, действительно, был успешным — некоторое время. Когда в 669 г. до н.э. Ассаргадон умер, его завещание соблюдалось неукоснительно, и шестнадцать лет братья правили в согласии. Но затем, по неизвестным причинам, началась междоусобная воина, и Ашурбанипал повел войска против своего мятежного брата, который погиб впоследствии в 648 г. до н.э., во время резни в горящем Вавилоне. Тем не менее, годы мира доказали правоту советников и предсказателей, поэтому Ассаргадон поступил мудро, поверив им. Трагическое повторение конфликта было обусловлено испорченной природой сыновей, в чем нет вины предсказателей. Так или иначе, советники в значительной степени лишились влияния, и Ашурбанипал заявил, что, при обучении управлению царством, он «овладел тайной мудростью... позволяющей толковать предзнаменования Небес и Земли... и принимать участие в советах «имману».
Что именно делали «имману», и почему они стояли у истоков истории астрологии? Ответы на эти вопросы можно получить, сложив вместе отрывки из тысяч текстов-предсказаний, собранных самим Ашурбанипалом для библиотеки его царства в Ниневии между 660 и 630 гг. до н.э. Задача этих специалистов, этих ученых-исследователей, состояла в том, чтобы изучить лик природы для того, чтобы сперва найти значимые отметки, а затем выяснить, каково их следствие; после всего требовалось вникнуть в смысл значения полученного. В число рассматриваемых вещей входили: траектории полета птиц, внутренности принесенных в жертву животных, движение масла, пролитого в воду, и, помимо этого, возможно, небесный свод — соединения, затмения, пульсирующие звезды, свечения, кометы, формы облаков и тому подобное. Из руководств предсказателей мы знаем, почему они таким образом исследовали природу; это происходило благодаря их верованию в то, что боги наделили природу и Небеса особыми знаками для того, чтобы предупредить человечество о грядущих событиях, хороших и плохих, таким образом дав человеку шанс повлиять на будущее. Небо и природа были страницами, на которых боги писали свои законы на чудесном, но обладающем системой, языке. Один из ученых написал: «Знаки на Земле, так же, как и знаки на Небесах, служат для нас сигналами». «Небо и Земля дают нам предзнаменования; кажущиеся отделенными друг от друга, они не разделены, Небо и Земля едины».
Таким образом, в Месопотамии существовала мысль о близкой связи божественной реальности и реальности природы и человека. Более того, существовала обретенная мудрость, свод правил, наука, при помощи которой можно было познать эту связь, и эта наука была областью действия «имману». Но на этой стадии «имману» были исключительно царскими советниками; ни их особая мудрость, ни изучаемые события не касались всех людей, а лишь царя. Предзнаменования относились к его действиям, его семье, его врагам, его царству, его урожаю и тому подобному. Здесь, вне сомнений, содержится зерно доктрины о связи микрокосма и макрокосма, но эта связь была ограничена и сфокусирована на личности царя. Почему это было так? В Месопотамии считалось, что царь поддерживает божественный мировой порядок, являясь представителем богов на Земле. Мудрость и правление царя на Земле были отражением таковых, присущих богам в отношении всей Вселенной. Для равновесия в мирском царстве требовалась чистота царя, его усердное следование моральным и религиозным нормам. Хорошей иллюстрацией этого принципа служит тема Священного Древа, за которым ухаживает сам царь, и которое соединяет Небеса и Землю. Конечно, все понимали, что царь, будучи человеком, может часто совершать ошибки в своих суждениях, или поступках, и эти царские прегрешения в действительности нарушали божественный порядок, являясь причиной возмездия богов. Но, что существенно, это возмездие не приходило без предупреждения. Боги использовали сны, предзнаменования и знаки для того, чтобы предостеречь царя от ошибок и опасности. Здесь наступал черед «имману»: их обязанностью было обнаружение таких знаков природы, всего, что выходило за рамки нормы, поскольку в данной традиции любые отклонения могли иметь какое-либо значение. Еще одна их роль была в том, чтобы, при помощи ритуалов, которые должны очистить царя от грехов и устранить предзнаменования, сообщить ему о надлежащем решении.
Откуда взялись эти идеи о космическом царстве, и мудрость для их истолкования? Месопотамская традиция, а именно тексты из библиотеки Ашурбанипала, рассказывает нам о божественных учителях, в древние времена посетивших Землю, и давших людям науку, философию, закон и другие знания. Высказывания ученых Месопотамии о том, что их наука дана божественными учителями, перекликаются с Греческими верованиями в Гермеса и Египетским культом Тота.
Важность «имману» и сущность их эзотерической деятельности также находит независимое подтверждение в отдельных отрывках Ветхого Завета, касающихся того времени, когда Израильтяне имели достаточную возможность изучать эти культы. Хорошо известно презрительное высказывание Исайи о Вавилонских астрономах и предсказателях (Исайя 47:12—13), еще более яркие очерки встречаются в Книге Даниила (Даниил 5:11—12):
«Есть в Вашем царстве человек, наделенный духом богов, человек, который во времена Вашего отца был известен, как обладающий ясным пониманием и божественной мудростью. Царь Навуходоносор, Ваш отец, поставил его во главе магов, экзорцистов, астрологов и предсказателей. В этом Данииле явно присутствует дух, знание и понимание, он обладает даром толкования снов, разгадывания загадок и снятия чар».
Это — замечательное свидетельство, говорящее о действиях первых астрологов, «умману»; оно подтверждает веру в эзотерическое учение, имеющее божественное происхождение, позволявшее им толковать знаки, оставленные богами на лике природы; библейский образ «письмен на стене» во дворце Навуходоносора является, фактически, буквенным выражением этой доктрины. Тогда каким образом эти принципы космического царствования и имеющие высшую божественную природу знамения, приняли форму прото-астрологии в Месопотамии?
|