|
9. Черная Смерть и Астрологи
В июне 1348 г. в Авиньоне случился великий мор, я в это время служил Папе Клементу 6-му. Люди умирали на третий день после появлявшейся лихорадки, кровохаркания, наружных опухолей, особенно в подмышках и в паху. Эта болезнь была настолько заразной, что, не только находясь вместе, но, даже глядя друг на друга, люди заболевали. Человек умирая в одиночестве, и его хоронили при отсутствии священника. Благотворительность была мертва, а надежда — уничтожена. Я назвал мор великим, потому что он охватил весь мир, начавшись на востоке, он через нашу территорию проложил себе путь на запад. Он был великим, потому что в живых осталась едва ли четвертая часть населения... Многих охватили сомнения по поводу причины этого мора. В некоторых местах думали, что евреи отравили воду, поэтому их стали убивать. В других местах обвинили и изгнали нищих. Многие верили, что это — Божья кара, ниспосланная звездами.
Эта графическая иллюстрация Черной Смерти принадлежит перу Гая де Чолиака, знаменитого медика, лично пережившего чуму. Это — красноречивое свидетельство того ужаса, который пробудило это событие в сознании Европы, вывода о том, что это — событие космического масштаба, направленное на уничтожение человечества. У такого события должна была быть причина, и объяснения, приводимые его современниками, дают нам возможность составить представление о средневековой науке. Начиная с 1348 г. начали ходить по рукам трактаты, описывающие чуму, многие из них предлагали способы, как избежать инфекции, и в общих чертах говорили о «разложении воздуха». Самое значительное высказывание послужило тому, что астрология была изображена на картине. В Октябре 1348 г. на медицинском факультете Парижского Университета, руководителем которого был Король Филипп 6, было решено распознать причину чумы. Они вынесли вердикт о том, что 28 Марта 1345 г. в созвездии Водолея имела место тройная конъюнкция Марса, Юпитера и Сатурна, что и послужило непосредственной причиной «пагубного гниения окружающего воздуха, как и прочих признаков смерти, голода и других катастроф». В поддержку этой теории цитировался Аристотель и другие неназванные источники, а последовательность событий объяснялась следующим образом: Юпитер — теплая, влажная планета, заставляющая подниматься вредные испарения из почвы и океанов; Марс, будучи в высшей степени жарким и сухим, придает качество огня этим испарениям, распространяя в воздухе гнилостные миазмы, вызывая вспышки молний и пожары, в особенности, если учесть, что Марс, вредоносная планета, стимулирующая вспыльчивость и войны, находилась с Октября 1347 г. по Май 1348 г. во Льве и Голове Дракона. Все они, будучи теплыми, привлекают множество испарений, к тому же нисходящий Марс образовывал неблагоприятный аспект к Юпитеру, что создавало сочетание, враждебное по отношению к человечеству. Возникали сильные ветры с юга, приводящие к сильному жару и влажности, вызываемые Юпитером.
Это новое объяснение, касающееся конъюнкции, имевшей место за три года до начала события, оказало явное влияние на дальнейшие работы авторов, описывавших чуму, поскольку до сих пор не рассматривалась теория о том, что звезды могут явиться непосредственной причиной. Близкий по времени написания итальянский трактат, считающийся переводом Парижского заключения, дает другое, более драматическое объяснение причастности астрологии. Там говорилось, что в Индии Солнце и созвездия жестоко боролись с водами Великого Моря, большая часть которого содержалась в воздухе в виде гнилостных испарений.
Этот воздух проник во все уголки Индии, Аравии и Средиземноморья, и никто не мог спастись, пока Солнце оставалось во Льве. Но Солнце и созвездия «со всей своей божественной мощью стремились помочь человеческой расе», проникнуть сквозь туман и превратить его в дождь, очистив воздух. Этот дождь поможет людям спастись, после чего возникнут великие пожары, как на открытом пространстве, так и в домах. Последующие труды сходились во мнении насчет знамений, предвещавших чуму, желтых небесах, жестоких южных ветрах, погибающей в морях рыбе, появлении множества рептилий и гниющих на деревьях плодах.
То, что воздух, фактически, стал гнилостным, не вызывает сомнений, в средневековой науке воздух был неотделим от реальности звезд и планет, они представляли собой континуум. Сила, или слабость четырех качеств элементов — жара, холода, сухости и влажности определялась влиянием планет, в основном это касалось здоровья человека и баланса «соков». Концепция гниющего воздуха явилась, таким образом, точной и масштабной копией болезни человека. Но у астрологической теории были и слабые места Почему чума поразила одни города, и обошла другие, расположенные неподалеку? Некоторые астрологи пытались дать ответ на основании доктрины аспектов: лучи враждебных планет поразили только неблагоприятно расположенные города. Это вносит путаницу, поскольку противоречит мнению о том, что воздух был повсеместно испорчен. Почему чума не прекратилась вместе с исчезновением конъюнкции, и почему предыдущие конъюнкции никогда не давали таких ужасных результатов? Некоторые астрологи, например Джоффре из Моха во Франции и Джон Эшенден в Англии заключили, что полное лунное затмение, произошедшее 18 Марта 1345 г., было действительно значимым небесным событием, помимо самой конъюнкции. Несколько трактатов оспорили доминировавшую астрологическую теорию, заявив, что землетрясение в Германии, Австрии и Венгрии 1347 г. позволило гнилостным испарениям вырваться из недр земли, что и послужило истинной причиной.
Конечно, эти астрологи рассуждали уже после события. Эшенден любил говорить, что он предсказал чуму до того, как она разразилась, но фактически он лишь сказал, что обычная троица — война, голод и болезнь последуют за затмением. Конечно, существовало и эмпирическое восприятие инфекции — одежда мертвецов сжигалась и так далее, но сама инфекция в качестве главной причины не рассматривалась. Высшей причиной этой катастрофы, как и прочих событий на Земле, была воля Бога, а средством, которое он употребил для выражения божественного неудовольствия, стал механизм астрологических сил. Роль звезд, как посредников Бога, управляющего вселенной, была превосходно исполнена в случае этой великой конъюнкции, за которой последовала катастрофическая эпидемия чумы. Теория элементов, а также взаимозависимость человека и вселенной имеет ясное, научное основание, в рамках которого должна рассматриваться великая чума. Примирение астрологии и христианской религии не могло быть более явным. Эпизод с Черной Смертью и связь с планетарной конъюнкцией, которую определили Парижские врачи за три года до этого, повысили престиж астрологии, подтвердив законность ее присутствия в схеме средневековой науки.
|