|
Зодиак и Гороскоп
В промежутке между седьмым и шестым веками до н.э. был сделан важный шаг — траектория движения Солнца теперь была представлена двенадцатью зонами, или единицами, каждой из которых соответствовало созвездие, равным одному месяцу года. Историки и астрологи долгое время не оставляли попыток выяснить, какова религиозная, или мифологическая основа знаков Зодиака: кто такие Дева и Водолей — реальные люди, или забытые божества, обладают ли Лев и Бык культовым значением? Воплощают ли эти древние знаки некий мистический цикл рождения и смерти, плодородия и разрушения? Ответы на эти вопросы лежат за гранью достижимого, ни в одном из мифов Месопотамии, ни в одной из легенд не обнаружены эти Зодиакальные создания. Заметим, однако, что некоторые из древних святых, считающихся принесшими людям философию и закон (см. выше), имели форму животных, или полулюдей-полуживотных, подобно кентавру. Вполне возможно, что некоторые из созвездий — рыбы, козы, змеи и так далее — названы так в память об этих мифических созданиях. Если фигуры созвездий не принадлежат астральным мифам, исчезнувшим бесследно, тогда мы должны сделать вывод, что эти фигуры являлись мнемоническими, что они служили только для наименования и обобщения групп звезд. Так или иначе, предполагаемые качества знаков Зодиака — мягкости, воинственности, творчества, разрушения, злобности, уравновешенности и прочего в будущем стали предметом рассмотрения для астрологов. Подобно всем окружностям в математике Вавилонян, Зодиакальная окружность состояла из 360 градусов, и содержала 12 частей по 30 градусов. Возник элемент, отсутствовавший в Вавилонской астрономии: система, внутри которой стало возможным определять положение любого небесного тела. Любая звезда, или планета теперь обладала такими координатами, как, например, 10 градусов Овна, или 15 градусов Льва, и т.д. Эта система оперировала только астрономической долготой, астрономическая широта упоминалась не так часто; конечно, для Зодиакальных позиций долгота является определяющей, поскольку они отстоят от эклиптики не более, чем на 5 градусов в любую сторону. В представленном тексте, датируемом примерно 400 годом до н.э., мы находим 12 групп звезд, отобранных из ранее бывших 18, расположенных «на пути Луны»:
Лухунга — Овен
Мул — Плеяды (Телец)
Мас — Близнецы
Кусу — Рак
Ура — Лев
Абсин — Дева
Зибаниту — Весы
Гиртаб — Скорпнон
Па — Стрелец
Сухур — Козерог
Гу — Водолей
Зиб — Рыбы
Границы некоторых созвездий были, очевидно, пересмотрены в период между созданием Мул. Апин и данного, более позднего, текста. Возможно, это случилось в то время, когда вычислялась траектория невидимой эклиптики, окруженной дневными звездами. Скорее всего, для этого требовалось регулярное наблюдение за восточным горизонтом непосредственно перед восходом, и западным — после захода Солнца, при этом нужно было отметить, какие созвездия восходят и заходят ближе всего к солнечной позиции. Таким образом, через год был составлен список созвездий, который, в современных понятиях, представлял собой огромную окружность, вписанную в астрономическую сферу, по которой Солнце, казалось, двигалось с запада на восток со скоростью один градус за день. Нам кажется, что Вавилонские астрономы были близки к открытию сферической модели неба, а также системы координат, где присутствовали астрономические долгота и широта, но почему-либо не преуспели в этом.
Именно на этом последнем этапе Вавилонская астрономия достигла своей вершины в главных городах — самом Вавилоне, Уруке, Уре и Ниппуре. Впервые были записаны имена выдающихся астрономов, Набуриманни жил около 500 г. до н.э., а Кидинну — столетием позже, оба этих имени были известны в Греции, как имена специалистов по вычислению траекторий Луны и других планет.
Мы располагаем несколькими документами из Вавилона, в которых обсуждается теория их астрономии, но ничего не сказано о ее историческом развитии. У нас есть только рабочие тексты, благодаря которым мы можем строить предположения о теориях, стоящих за практикой. Что касается Зодиака, мы не можем сказать, когда и каким образом была осознана его необходимость, по мы знаем, что, примерно за 400 лет до н.э. в текстах по астрономии описывались положения планет с точки зрения их вхождения в одно из двенадцати известных нам зодиакальных созвездий. В дополнение к своей роли системы астрономических соответствий Зодиакальный пояс был важен тем, что позволял создать календарь: двенадцать знаков по 30 градусов в каждом служили для определения времени в течение всего солярного года, состоявшего из двенадцати равных месяцев. Эта система пришла на смену формуле «Каждые Три Звезды».
Здесь мы вынуждены сделать важное отступление, касающееся структуры Зодиака. Становится сразу понятно, что в определении границ двенадцати созвездий могут возникнуть затруднения. Например, где в точности заканчивается Скорпион и начинаются Весы? И как быть с теми созвездиями, чьи координаты долготы перекрывают друг друга, как это происходит в случае Водолея и Козерога? Кроме того, каждому из двенадцати созвездий соответствует сектор в 30 градусов. К примеру, Дева — намного более крупное созвездие, чем соседнее созвездие Весов, в то время, как Овен и Телец кажутся столкнувшимися друг с другом как раз в том месте, которое, фактически, занято Рыбами. Таким образом, двенадцать созвездий — это, скорее, зоны, или ориентировочные знаки на Зодиакальном круге; поэтому появилось понятие «знака» Зодиака в качестве пространственно-временного ориентира. Знак соответствует дуге в 30 градусов, лежащей на эклиптике. Эта дуга находится близко к родственному созвездию, но не совпадает с ним.
Это разделение знака и самого созвездия имело грандиозные последствия для астрологии. На протяжении нескольких столетий, с 400 г. до н.э. по 100 г. до н.э.. Вавилоняне широко использовали схему Зодиака, вплоть до самого заката своей астрономической традиции, и, кажется, проблема прецессии осталась не замеченной ими. Земная ось слегка перемещается, как кончик веретена. В результате этого изменяется величина долготы Солнца относительно неподвижных звезд, на один градус каждые 72 года. В календарных понятиях, увеличивается расхождение между солнечным и звездным годами. Если около 400 г. до н.э. Вавилонский год начинался с весеннего месяца Нисану, то в день весеннего равноденствия Солнце должно было находиться в первом градусе созвездия Овна. Но, по мере того, как проходили столетия, точка равноденствия, где эклиптика пересекается с астрономическим экватором, медленно перемещалась против часовой стрелки, пока, наконец, не покинула созвездие Овна и не вошла в созвездие Рыб, где она и пребывает в настоящее время. Считается, что это явление проанализировал Греческий астроном Гиппарх во втором веке до н.э., но он не нашел его истинную причину. Одним из повергающих в изумление моментов истории астрономии является то, что сменившая Вавилонскую, западная астрологическая традиция считала знаки Зодиака дугами окружности, которые не перемещались по эклиптике, в то время, как соответствующие им созвездия плавно удалялись от них благодаря прецессии. В результате, сейчас в знаке Овна находится часть звезд созвездия Рыб и часть — Водолея. Трудно сказать, почему была принята именно эта система, мы считаем, что знаки можно было бы расположить в соответствии с местом расположения первого градуса Овна, поскольку это восстановило бы их прежнюю связь с созвездиями.
Если сама история Зодиака неясна, то наше понимание его астрологической истории еще более туманно. Каким образом эти группы звезд стали считаться сущностями, обладающими различными качествами и силами, подобно планетам, и многосторонним влиянием на человеческие дела? В основном, это произошло благодаря вере Вавилонян в то, что звезды и планеты являются божествами; но мы не можем узнать, каким образом определялся характер Скорпиона, Льва, Рака и других, а также их влияние, наряду с влиянием планет. Не сохранился ни один теоретический текст, объясняющий это.
В это же время параллельно шло развитие так называемых «гемерологий» — списков благоприятных и неблагоприятных дней. Эти таблицы содержали сведения о том, будет ли благоприятным в определенный день путешествие, свадьба, торговая сделка, праздник и так далее. Эти списки в некоторой степени таинственны, поскольку никогда не содержат объяснений того, почему определенный день будет благоприятным, или неблагоприятным, и есть ли здесь связь с другими Вавилонскими верованиями. В данном контексте кажется естественным следствием то, что дата рождения ребенка рассматривается, как определяющая его будущее. Если схемы благоприятных и неблагоприятных дней явились дополнением к наблюдению астральных предзнаменований, соответствующих выбранному дню, то это стало началом движения по направлению к персональной астрологии.
Благодаря дошедшим до нас клинописным гороскопам мы знаем, что это движение началось около 400 лет до н.э., объединив влияние планет с одной стороны, и благоприятные, а также неблагоприятные дни, с другой. Эти таблицы содержат информацию о положениях планет в знаках Зодиака, а также некоторые выводы о будущей жизни ребенка. В гороскопе, датируемом 235 годом до н.э., мы читаем:
«Год 17 (эры Селеуцида), четвертый день, в последний отрезок ночи был рожден Аристократес. В этот день: Луна во Льве, Солнце в 12 градусах 30 минутах Близнецов, Юпитер в 18 градусе Стрельца. Положение Юпитера означает, что жизнь ребенка будет правильной, он будет богат, доживет до старости, его дни будут многочисленны. Венера находится в 4 градусе Тельца. Положение Венеры показывает, что, куда бы он ни направился, его ждет удача. У него будут сыновья и дочери...»
Некоторые из этих ранних гороскопов совсем не содержат предсказаний, только информацию о положениях небесных тел, возможно, интерпретировавшуюся словесно. Если встречаются предсказания, то только краткие, ничто не напоминает нам привычный личный гороскоп. Количество дошедших до нас клинописных гороскопов очень мало, не больше пригоршни, они датируются 400 — 100 гг. до н.э. Их важной чертой является то, что точкой отсчета служил момент рождения отдельного индивидуума, который мог быть определен вне зависимости от удаленности во времени, а само предсказание касалось длительных периодов времени. Более ранние предсказания были краткосрочными, не далее, чем на год вперед. Важным было также расширение социальных границ астрологии: судьбы не только королей и принцев, но и обычных людей могли быть узнаны по конфигурации небес на момент рождения. Таким образом, по мере развития науки, восприятие влияния небесных тел становилось более тонким и более индивидуальным, чем до этого, возникла необходимость в более совершенных техниках чтения небес. Интересно, какими социальными причинами было обусловлено дальнейшее распространение астрологии: отвечало ли это личным религиозным чувствам людей, или астрологи просто поняли, что все люди без исключения, а не только цари, желали бы знать свое будущее, и готовы платить за это?
На данном, последнем этапе астрономическое искусство Вавилонян, в особенности, обнаруженная периодичность астрономических событий, сочетается с поклонением звездам, благодаря чему возникает особое творение астрологов — персональный гороскоп, пока еще краткий и примитивный. Вместо одного или двух общих предзнаменований — сияния вокруг Луны, или затемнения двух планет — все небо становится тканью, на которой постоянно переплетаются сложные узоры, наделенные астрологическим смыслом, постигнуть который пытаются все больше узнающие астрологи. Основным изменением было то, что эти астрологические картины касались всех — они больше не были «привязаны» к царю и его придворным. Для составления планов расположения планет, а также их толкования требовались астрономические и предсказательные навыки, что говорит о существовании веры в то, что небеса обладают могуществом, позволяющим влиять на жизнь человека. Таким образом, эта протоастрология объединяла в себе как аспекты точной науки, так и религиозные и философские принципы.
Каким бы мог быть дальнейший путь Вавилонской астрологии, остановившейся на этом перекрестке, сейчас трудно сказать, поскольку политические события, произошедшие в четвертом веке до н.э. и позднее, лишили Вавилон возможности и дальше являться центром наук. После того, как область Месопотамии была захвачена сначала Персами, а, затем, Греками, возникший поток людей и их точек зрения значительно повлиял на религию и науку. Во времена правления Ахемениана (Персиянина) в государственных документах больше не использовалась клинопись, вместо нее употребляли Арамейский, а затем, Греческий языки. Лишь в некоторых религиозных текстах и текстах по астрономии текст был клинописным примерно до 100 г. до н.э. В этот период Греция была перенаселена, из-за захватнических походов Александра Месопотамия была колонизирована Греками, воцарились греческие язык, мысль и наука. В свою очередь, Греков привлекали восточные религии, казавшиеся им более глубокими и более соответствующими. Человек, упоминаемый в вышеописанном гороскопе, Аристократес, чье имя имеет греческое происхождение, был, скорее всего, из семьи иммигрантов.
В период господства Парсов, с 125 г. до н.э. и дальше, исчезли последние следы науки и религии Месопотамии. Исчезли астрономы-священники, не стало клинописных текстов. Сейчас документы и артефакты, относящиеся к данному региону, являются большой редкостью. Возникло локальное и автономное правление, такие новые города, как Ктесифон, Деуро-Европос и Чарах были лишены какой бы то ни было интеллектуальной традиции. История этого мрачного периода написана, вероятно, со ссылками на Греческих авторов, из-за скудности местных анналов. Фактически, вся память о великих цивилизациях Месопотамии была стерта из памяти человечества. Иранская, а также другие восточные мистические религии пышно расцветали, восточные божества были отождествляемы с богами Греческого пантеона. Единственными математическими и астрономическими системами., доступными в Эллинистическом мире, были Греческие. Вавилонская традиция увяла и исчезла, но, до этого, живые элементы ее астрономии и астральной религии были переправлены через Греческий мир, например, в Египет, где они пустили ростки новой и плодотворной жизни.
|