Материалы по истории астрономии

Астрология, мифология, мировоззрение

 

О поколение исследователей!
Вы вычисляете путь звезды,
но не знаете, что такое звезда.
Она формула в вашей книге,
но та не светит.

Антуан де Сент Экзюпери. Южная почта

С течением времени обнаруживается все больше свидетельств древности науки о Вселенной. Они восходят к периоду самого становления человечества на нашей планете. Астрономические мотивы присутствуют во многих памятниках материальной и духовной жизни человека того времени — это и первобытные наскальные изображения созвездий, и специальные огромные каменные сооружения, дошедшие до нас от конца каменного и начала бронзового века, и более поздние легенды и поверья, передаваемые из поколения в поколение и отражающие их представления о Вселенной. Впрочем, тут мы начинаем вторгаться в область исследований новой научной дисциплины. Это археоастрономия, зародившаяся примерно два десятилетия назад.

Задача археоастрономии, как видно уже из самого ее названия, — изучение древнейших памятников с историко-астрономической точки зрения. Как отрасль науки, она тесно связана с исследованиями в области этнографии, искусствоведения и т. д.

Вообще говоря, некоторые археоастрономические оценки архитектурных памятников старины делались и ранее — еще до начала нашего века. Например, такой подход применялся в исследованиях ряда гигантских каменных сооружений в северозападной Европе, проведенных американским астрономом Джеральдом Хокинсом в шестидесятые годы прошлого века. Он выявил немало разнообразных сведений об астрономических явлениях и закономерностях, заложенных в самой архитектуре древних сооружений. Тогда же было предложено и название — астроархеология, которое просуществовало до недавних пор. Строго говоря, сейчас в археоастрономию включают свидетельства астрономических познаний, которые ясно видны в дошедших до нас древних рисунках, архитектуре и т. д., но и не всегда относят к таковым письменные археологические источники, обнаруженные, например, в библиотеке Ашшурбанипала. Границу здесь провести трудно. Содержит ли устное творчество древних народов достоверные археоастрономические сведения или же оно отражает чистый вымысел, не соответствующий реальной картине мироздания? А ведь во многих мифах древних народов описывается помимо всего прочего и процесс сотворения мира, т. е. затрагиваются, выражаясь на языке современной науки, космогонические аспекты. Впрочем, мы здесь опять делаем крен в сторону и заходим в область исследований другой самостоятельной отрасли науки — мифологии.

Причина условности границы, о которой шла речь, состоит в том, что, когда закладывались первые кирпичики в здание науки, одновременно формировались и религиозные взгляды. Не зная истинных причин явлений, происходящих не только на небе, но и везде в окружающей природе, древний человек видел во всем сверхъестественные силы. Происходило обожествление природы, в частности Солнца, ибо тепло, определяя продуктивность земледелия, играло решающую роль в жизни человека. Однако на этом люди не остановились, а пошли дальше, связывая с небесными явлениями и все превратности своей судьбы. Так зародились верования, ставшие затем основой астрологии, предсказания которой, конечно, имеют мало общего с реальностью.

Тем не менее астрология, используя звезды и другие объекты для предсказаний, создала дополнительный стимул для внимательного и систематического слежения за небом, и особенно за переменами на нем. Вряд ли сами астрологи обобщали свои наблюдения до такой степени, чтобы из них следовали научные результаты. Однако по мере интеллектуального развития всего человечества их данные не были оставлены без внимания и сыграли свою роль в открытии тех или иных небесных закономерностей.

Таким образом, еще в древности людей заставляли проводить астрономические наблюдения по меньшей мере две причины — материальная, т. е. практические нужды повседневной жизни, и духовная, т. е. вера во влияние небесных тел и явлений на судьбы людей.

При этом в умах наверняка возникал — может быть, даже независимо от впечатляющей картины звездного неба, — и вопрос о природе окружающего мира, в котором мы живем. Как он образовался? Какова в нем роль человека? Подобные вопросы мировоззрения естественно должны были появиться вследствие постоянного взаимодействия человека с окружающей средой. И естественно, что в те далекие времена первоначальный ответ сводился к обожествлению всего непонятного в окружающем. Так появились легенды о создании мира, и ничуть не странно, что его творцами выступали боги. Фантазия древних людей наделяла их небывалым могуществом, эта же фантазия распространялась и на устройство мира. Для нас старинные мифы, касающиеся устройства Вселенной, служат источником, из которого мы черпаем сведения о взглядах предков на мироздание (бесконечно далеких от истины с точки зрения современной астрономической науки).

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

«Кабинетъ» — История астрономии. Все права на тексты книг принадлежат их авторам!
При копировании материалов проекта обязательно ставить ссылку