На правах рекламы: • Стоит покупать Инфракрасный обогреватель Профсвет.
|
Календари на костях
Мы описали некоторые наскальные рисунки с изображениями звездного неба времен неолита и эпохи бронзы, обнаруженные в Европе и Америке. Подобные памятники древности с астрономическими сюжетами найдены также в Азии и Австралии. Все это еще раз подчеркивает древность астрономии по сравнению с другими науками. Кроме того, сходство этих памятников древней культуры свидетельствует, что народы, расположенные очень далеко друг от друга и, следовательно, развивающиеся независимо, тем не менее в своей эволюции проходят одинаковые этапы. Разумеется, по времени эти этапы могут и не совпадать.
Ко всему сказанному о древних рисунках необходимо добавить результаты исследования инкрустации на костяном оружии, принадлежавшем древнему обитателю верхнего течения реки Нил в Африке.
Но прежде посетим этнографический музей в Пловдиве (Болгария) и рассмотрим внимательно четыре календаря XVIII—XIX вв. Эти календари нисколько не похожи на настенные, настольные, карманные и книжные, к которым мы привыкли в обиходе. Особенность этих календарей в том, что они представляют собой деревянные бруски прямоугольной формы, на двух сторонах которых резными отметками нанесены дни месяцев. При этом штрихи, отмечающие праздничные дни (в разные года они приходятся, естественно, на одни и те же даты), нанесены отдельно от остальных. В этом смысле эти календари вечные.
Так вот, рисунок инкрустации на кости древнего африканского кинжала очень напоминает систему штрихов на деревянных календарях, которыми пользовались наши прадеды. Правда, на кости не нанесено никаких праздников, но зато метки здесь расположены группами и в каждой группе знаки указывают на определенные фазы Луны. Таким образом, мы имеем дело с лунным календарем, которым примерно 8500 лет назад пользовался древний африканский охотник или рыболов.
А что напоминает, по-вашему, рис. 10, представляющий собой копию изображения, обнаруженного в пещере Канчал-де-Моама в Испании. С первого взгляда многие читатели решат, что он похож на ухо. Но если быть внимательным, то можно заметить, что детали вокруг центрального пятна чередуются в форме либо круга, либо полукруга, либо узкого серпа. Не Луна ли это в различных фазах? Проверим. Число деталей равно 27, и до числа суток в синодическом месяце (полный цикл смены лунных фаз) недостает лишь двух, что вполне объяснимо, поскольку одну-две ночи в новолуние Луна вообще не видна. Скорее всего, древний художник, живший примерно в 7-м тысячелетии до н. э., рисовал вид Луны каждую ночь в течение ее полного цикла. Он не знал, конечно, числа суток в синодическом месяце, но старался как можно тщательнее изобразить фазы Луны. Самая нижняя деталь изображает полумесяц спустя день-два после новолуния, который художник увидел после захода Солнца низко над горизонтом. 13-я по счету деталь, соответствующая 14-м или 15-м суткам после новолуния, — точный круг, когда наш спутник находится в полнолунии. В соответствующих местах изображены первая и последняя четверти в виде полукруга. Таким образом, в испанской пещере мы находим нечто подобное календарю, вырезанному на костяном кинжале древнего африканца.
Рис. 10. Фазы Луны, изображенные примерно девять тысяч лет назад на стене пещеры Канчал-де-Моама (Испания).
На рис. 11 показано изображение, созданное близким соседом художника, жившего в пещере Канчал-де-Моама. Центральная фигурка здесь явно напоминает человека и, по-видимому, изображает божество, вероятнее всего бога Луны, так как нарисованные красной охрой детали около центральной фигуры (их 30) также представляют различные фазы Луны в течение синодического месяца. Художник, на этот раз из окрестности современного селения Абрис-де-лас-Виньяс в Испании, особенно тщательно изобразил первую и последнюю четверти Луны и полнолуние. Перечень штриховых лунных календарей, доставшихся нам в наследство от самых древних предков, на этом не заканчивается.
Рис. 11. Фигура божества, окруженная изображениями лунных фаз. Найдена на стене пещеры Абрис-де-лас-Виньяс (Испания).
Рис. 12. Штриховой лунный календарь, вырезанный на зубе мамонта. Найден в с. Гонцы (Украина, СССР).
Недалеко от с. Гонцы на Украине (СССР) был найден зуб мамонта ледниковой эпохи, на котором нацарапан рисунок (рис. 12), удивительно похожий на деревянные календари из этнографического музея в Пловдиве. Каждую ночь, видя Луну в разных фазах, наш первобытный предок делал кремнем одну царапину на зубе мамонта. Правда, по неизвестной причине он сделал отметки только на четыре месяца. Получилась группа «лунных рисунков», и тут еще раз вспоминается инкрустация на оружии древнего африканца.
Мамонтовая кость, использованная древним жителем Украины, датируется последним ледниковым периодом, когда эти огромные животные стали вымирать. Значит, еще 10—15 тысячелетий назад люди делали отметки по фазам Луны и вели счет дням синодического месяца, т. е. регистрировали ход времени...
Но и это еще не все. Американец А. Маршак, обнаруживший древнеафриканский календарь, нашел подобные группы царапин на много более древнем оружии, которое использовал кроманьонский человек за 30 тысячелетий до нас! Если датировка в этом случае верна, можно сказать, что вскоре после появления человека он уже пользовался «прибором», пригодным для измерения времени. Эта потребность возникла у Homo Sapiens потому, что окружающая его среда заметно менялась в течение года.
Позднее мы подробно расскажем об удивительном календаре времен бронзовой эпохи. Изучение астрономами Стоунхенджа — древней обсерватории, находящейся в Европе, дало толчок развитию археоастрономии.
Пока же мы хотим отметить, что ряд археологических памятников на территории Болгарии сильно напоминает описанные выше древние календари на стенах пещер или на кости. Отличаются они лишь материалом для «творчества», представляя собой керамические изделия.
В Кюстендилском округе около с. Слатино не очень глубоко под землей был раскопан предмет, по форме весьма напоминающий печь. На одной из его сторон нанесены штрихи, число которых равно числу суток в лунном месяце. По-видимому, каждый штрих соответствует определенной фазе Луны, хотя по наглядности эта система штрихов, как и резьба на оружии древнего африканца, конечно, уступает рисунку в испанской пещере, где прямо изображены серп, полукруг и т. д. Предмет датируется 5-м тысячелетием до н. э. и, по-видимому, служил календарем. Такое подозрение еще больше усиливается, если взглянуть на его дно. Оно «разграфлено» линиями на три колонки, причем в каждой содержится по 10 отдельных прямоугольников, т. е. всего их 30 (число суток в синодическом месяце). Два прямоугольника из каждой колонки пустые, а в остальных имеются короткие черточки. Тут мы можем пофантазировать и предположить, что имеем дело если не с древним «компьютером», то с древними счетами. Допустим, что каждый прямоугольник обозначает отдельный день, а каждый штрих в нем — отметка о выполненной работе. Два дня из 10 — выходные или, может быть, вынужденные простои из-за отсутствия сырья для производства...
В последние годы получили известность открытия болгарских археологов также в районе с. Овчарово (округ Търговище). Здесь существовала самостоятельная культура времен неолита, о чем свидетельствуют как весь археологический комплекс в целом, так и отдельные образцы, обнаруженные при раскопках. Найденные органические остатки (обугленные зерна растений, деревянные фундаменты жилищ) были подвергнуты радиоуглеродному анализу. По оценкам, подтвержденным археомагнитными исследованиями, они относятся к первой половине 4-го тысячелетия до н. э., что по времени совпадает с ранней древнеегипетской цивилизацией. Кстати, и создатели упомянутой выше «печи» жили примерно в то же время. Археологические памятники, относящиеся к этой эпохе, обнаружены также в северной и южной Болгарии. По-видимому, здесь существовала цивилизация, независимая от фракийцев и достаточно развитая, о чем можно судить, в частности, по раскопанным керамическим изделиям.
В археологическом комплексе Овчарово обнаружено много керамических сосудов, гладких и с узором, фигурок животных и людей, украшений и др. Для нас особый интерес представляет группа из 26 небольших предметов, найденных на площадке примерно 50×50 кв. см. Исследование этих предметов с учетом их общего предназначения приводит к предположению, что они использовались в культовых обрядах. Среди них имеются три плоских алтаря, четыре женские фигурки жриц, столики и табуретки. На одном из алтарей изображено некое подобие Луны в виде концентрических окружностей. Ребра другого алтаря исчерчены группами по 30 штрихов, что соответствует числу суток в синодическом месяце. По-видимому, это один из вариантов лунного календаря, такой же, как календари на костях животных или на стенах пещер.
Приведенные выше если не доказательства, то по крайней мере свидетельства и намеки на существование первобытных календарей наводят на определенные мысли. Мы привыкли считать, что люди, жившие много тысячелетий назад, были примитивными существами, попросту дикарями, особенно по сравнению с нашей современной высокоразвитой материальной культурой. Но не пора ли пересмотреть наши представления об их духовном мире? Уже не вызывает сомнения, что они внимательно следили за Луной и отмечали изменения ее вида, что послужило в дальнейшем основой для счета времени. Таким образом уже на заре существования человека ему были свойственны ум, технические навыки и даже, если угодно, определенная способность к абстрактному мышлению, что и отражают описанные образцы календарей. Разумеется, их точность была невысока, но они представляли собой первые шаги культуры на нашей планете.
Выше говорилось о календарях, использовавшихся древними жителями болгарских земель в 4-м тысячелетии до н. э., когда одновременно существовали такие системы счета времени, как лунный календарь в Вавилоне и солнечный в Египте. Учитывая помимо этого чисто археологические находки достаточно совершенных изделий быта, культовых принадлежностей и др., мы имеем основание утверждать, что почти одновременно с первыми восточными цивилизациями задолго до Древней Греции рождалась цивилизация на территории современной Болгарии. Исторические факты говорят, что цивилизация 5—4-го тысячелетий до н. э. на наших землях не блистала золотом украшений в отличие от Древней Греции. Скорее всего, это было обусловлено различием социально-экономических условий развития северной и южной частей Балканского полуострова, а не просто недостатком в том или ином месте благородного металла.
|