|
Эпоха Хаммурапи. Первый лунный календарь
Вначале мы хотя бы кратко обрисуем эпоху властителя Вавилона, имя которого фигурирует в названии этого раздела. Хаммурапи принадлежал к первой вавилонской династии, которая правила страной в 1894—1595 гг. до н.э., а сам он царствовал в 1792—1750 гг. до н.э.
Хаммурапи удалось объединить многочисленные мелкие независимые города в одно мощное рабовладельческое государство под властью Вавилона. Он составил первый юридический кодекс, определивший права и обязанности граждан (естественно, не рабов). Чтобы придать этим законам больший вес, их введение преподносилось как воля бога Солнца Шамаша. Была даже воздвигнута огромная базальтовая стела, на которой изображен Хаммурапи, получающий свод законов от Шамаша.
В это же время вместо множества местных систем счета времени был введен единый календарь, просуществовавший вплоть до падения Нововавилонского царства. Как и везде, в Двуречье появление календаря было связано с практическими нуждами скотоводов и земледельцев. До Хаммурапи в этом отношении существовал сильный разнобой — в одних городах год начинался осенью, а в других — весной, месяцы начинались то вечером с первым появлением лунного серпа, то утром, причем в разных местах они назывались неодинаково и т.д.
В уже упоминавшейся поэме «Энума элиш» шумеры и аккады связывали разделение года на 12 мес с борьбой бога Мардука с чудовищем Тиамат:
- «Тот создал места для отдыха великих богов
И сотворил звезды — их небесные подобия.
Установил год и очертил его границы,
Предназначил по три (созвездия) на каждый из двенадцати месяцев
После того, как установил дни года, Указал место для Нибиру, чтобы напомнить им про обязанности
И, чтобы никто не грешил и не нарушал заповеди,
Определил место для Энлил и Эа среди тех.
С двух сторон сделал двери,
Укрепил справа и слева замки.
Обозначил зенит по ее (Тиамат) середине.
Ночь доверил Луне, наказав ей быть ясной и светить,
Избрал ее для украшения ночи, и чтобы отделить дни...».
В старых графических обозначениях (идеограммах) каждого месяца было показано, какое это время года и какие сельскохозяйственные работы выполняются. Например, идеограмма четвертого месяца года изображает руку с пшеничным зерном, т.е. это месяц сева. После вступления Хаммурапи на престол шумерские названия месяцев были заменены семитскими, но идеограммы остались. По его распоряжению названия месяцев по всей стране были приведены в одну систему: I. Нисану (начинался 26 апреля по современному календарю); II. Айру (или Аиару); III. Сивану; IV. Дуузу; V. Абу; VI. Улулу; VII. Ташриту (или Тишриту); VIII. Арахсамну; IX. Кисливу; X. Тхабиту; XI. Шабатху; XII. Адару.
Календарный месяц начинался вечером в новолуние и длился до следующего новолуния. Астрономы времени Хаммурапи установили, что продолжительность лунного месяца составляет 29,5 сут, а солнечного года — 365 сут. Однако календарный год включал 6 мес по 30 дней и 6 мес по 29 дней, т.е. всего 354 дня. Это на 11 дней меньше тропического года, поэтому специальным царским декретом вводился один дополнительный месяц. Прибавляли его обычно в конце года после 12-го месяца и называли «адару второй». Иногда дополнительный месяц вводили в середине года, называя его «улулу второй». В одном из документов времени Хаммурапи так и написано: «И принял Хаммурапи закон, по которому следующим месяцем будет улулу второй, ибо в году недостает дней». Подобные документы встречаются вплоть до эпохи Навуходоносора. Например, в 541 г. до н.э. царь Набонид издал указ: «Следующим месяцем 15-го года моего правления будет адару второй».
Примерно с 527 г. до н.э. прибавление дополнительного месяца видоизменилось и стало связываться с 8-летним циклом.
Нововавилонские (или халдейские, как часто говорят) астрономы со временем уточнили продолжительность года — 365,25 сут, т.е. различие с лунно-солнечным календарем стало нецелым (11,25 сут). А это означало, что за 8 лет «набегала» общая разница в 90 сут (11,25×8 = 90), или в три месяца по 30 сут. Начало года смещалось с весны чуть ли не на зиму. С учетом этого 8-летнего цикла халдеи стали после второго года прибавлять первый из недостающих месяцев, а два других — после пятого и седьмого года. Таким образом получился цикл, состоящий из пяти лет по 354 дня и трех лет по 384 дня. Всего в нем было 99 мес или 2922 дня, и восемь лет по 365,25 сут также составляют 2922 дня. И все было бы хорошо, если бы лунный месяц содержал точно 29,5 сут. На самом деле в нем 29,53 сут и за восемь лет набегает разница в 1,5 сут, т.е. истинная продолжительность цикла составляет 2923,5 сут. Поправка, как видим, не очень значительная, но все же вавилонский календарь уступал в точности египетскому, имевшему к тому времени 2000 лет истории.
Для отсчета времени в течение суток в Вавилоне использовались два метода. Повседневная жизнь не требовала большой точности, и поэтому для народа сутки разделялись на 6 «страж» — по три на светлое и темное время. Летом дневные стражи были длиннее ночных, зимой наоборот. В XII в. до н.э. каждую стражу стали дополнительно разделять пополам, а то и на четверти.
Астрономическое разделение суток было более строгим. Примерно в XII—XI вв. до н.э. жрецы ввели 12 равных по длительности часов («двойных» с современной точки зрения), называемых беру или мили. Каждый беру делился на 30 уш, а те в свою очередь — на 30 гар. Легко видеть, что 1 беру = 120 мин, 1 уш = 120:30 = 4 мин и 1 гар = 4 с. Скорее всего, мелкие единицы времени появились лишь в конце эпохи Хаммурапи.
Для практических целей использовали солнечные и водяные часы. Применение последних привело к введению еще одной единицы, соответствующей перетеканию из одного сосуда в другой определенного количества воды. В таких часах за два вавилонских часа (т.е. за 4 ч по нашему счету) перетекала 1 мина (примерно 500 г воды), т.е. весовая единица стала также мерой времени.
|