На правах рекламы: • Например, в элитном стейк-хаусе средний чек может быть намного выше, чем в ресторане.. . Состав меню: Если определенные блюда в меню более выгодны, чем другие, это может привести к искажению средних показателей чека. Например, ресторан, который продает большое количество десертов или алкоголя, может иметь более высокий средний чек, даже если цены на основные блюда относительно низкие. Стиль обслуживания: Рестораны с полным спектром услуг, предлагающие обслуживание за столом, могут иметь более высокие средние чеки, чем заведения быстрого обслуживания, где клиенты...
|
Эпоха Ашшурбанипала. «Мул апин» — древний астрономический справочник
Вторая эпоха развития вавилонской и ассирийской астрономии, условно называемая эпохой Ашшурбанипала, насыщена бурными историческими событиями. Еще во времена царствования Самсуилина — сына Хаммурапи — Вавилон стал приходить в упадок. Спустя два столетия им овладели сначала хетты, а затем касситы. Город был разрушен, а господство завоевателей продлилось около трех столетий. В сущности, за это время завоеватели превратились в мирных жителей Вавилона, и их культурные и экономические связи распространились по всему Ближнему Востоку. И сегодня археологи находят глиняные таблички с клинописью на обширной территории от Индии на востоке до Египта на западе. Пока Вавилон переходил к очередной эпохе своей истории, Ассирия с переменным успехом воевала со своими соседями. Она овладела Сирией (Амуру) и северной частью Израиля, а затем начала затяжную борьбу в Вавилоном. В 851—850 гг. до н.э. царь Салманасар III наконец покорил Вавилон, который на два с половиной столетия стал ассирийской провинцией. Но, как уже отмечалось выше, ассирийцы захватили только политическую власть, а в культурной и экономической жизни превосходство осталось за Вавилоном. Наивысшего подъема литература и искусство достигли при Ашшурбанипале (669—630 гг. до н.э.). Ниневия стала цветущим городом, украшенным великолепными статуями, но подлинным ее сокровищем была, конечно, библиотека царя.
Однако все это великолепие просуществовало недолго. Всего лишь 18 лет спустя после смерти Ашшурбанипала мидийцы и вавилоняне превратили Ниневию — «логово львов» в огромное пепелище. Была разрушена и библиотека глиняных табличек, и только после раскопок, произведенных настойчивыми археологами в прошлом веке, в руках ученых оказалось огромное культурное наследие древности.
В этом наследии немалую долю составляет астрология — «незаконная дочь» астрономии, по выражению Кеплера. Чем обогатила ее эпоха Ашшурбанипала?
Начнем с так называемого текста Гилпрехта из Нипура. В нем приводится последовательность чисел, выражающих «расстояние от звезды до звезды», и задается вопрос: «Сколь далеки один бог-звезда от другого?» С помощью простых арифметических действий «расстояния» превращаются в мили, разумеется, не в морские, а в вавилонские единицы времени (1 миля = 2 ч). Следует упомянуть и о найденной большой «астрологической» глиняной плитке, называемой «Астролаб». На ней нарисовано несколько концентрических окружностей, разделенных на 12 секторов (по числу месяцев). По-видимому, это один из первых опытов по систематизации положений звезд, наблюдаемых на небе в разные времена года. Однако все эти астрологические таблицы и рисунки были созданы примерно в конце 2-го тысячелетия до н.э., а во времена Ашшурбанипала был написан учебник-справочник «Мул апин», включающий большей частью древние сведения по астрономии. Он широко использовался в астрологических школах, которых было немало в Ниневии и Вавилоне. Их выпускники «работали» по всему Ближнему Востоку и очень гордились своей ученостью, полученной при дворе Ашшурбанипала.
На аккадском языке слово «мул» означает «звезда», а «апин» переводится как «плуг». Взятые вместе, эти слова составляли название созвездия Звездный Плуг, которое сейчас именуется Треугольником. Сборник состоит из десяти разделов, из которых первые три посвящены созвездиям трех частей неба — зонам Энлил, Эа и Ану. В следующих четырех разделах указаны гелиакические восходы звезд, наиболее важных с точки зрения древних астрономов, и промежутки времени между такими восходами, а также список пар звезд, одна из которых заходит, а другая в этот момент восходит. В восьмом и девятом разделах содержится звездный каталог. Десятый раздел дает сведения о «лунных домах», и, в сущности, его можно рассматривать как первоначальный вариант зодиакального разделения. Любопытно, что десятый раздел включает в себя и две таблицы, систематизирующие содержание всего сборника.
Таблица I. 1. Список 33 звезд зоны Энлил, 23 звезд зоны Ану и 15 звезд зоны Эа. 2. Гелиакические восходы 36 важных звезд и созвездий. 3. Список пар звезд, одной восходящей и другой заходящей. 4. Интервалы времени между гелиакическими восходами избранных созвездий. 5. Видимость созвездий на востоке и на западе. 6. Созвездия, через которые проходит путь Луны.
Таблица II. 1. Солнце и планеты. 2. Сириус при равноденствиях и солнцестояниях. 3. Прямые и обратные движения планет. 4. Четыре важных направления на небе. 5. Астрономические времена года. 6. Продолжительность ночных страж на 1-е и 15-е число каждого месяца и видимость Луны. 7. Звездные и кометные предзнаменования.
Какими же конкретными проблемами занимались астрономы времен Ашшурбанипала? Как свидетельствует сборник, небо было разделено на зоны и созвездия. Были составлены звездные каталоги и нарисованы звездные карты. Некоторые созвездия времен ассирийцев и вавилонян сохранились до сегодняшних дней, например Близнецы. Другие претерпели изменения, но незначительные (так, практически сохранился квадрат Пегаса, который назывался Ику, что по аккадски означает «поле»). Очертания третьих не имеют ничего общего с современными. Дело в том, что позднее звездные карты народов Двуречья заимствовали персы, а затем греки и арабы и каждый из этих народов вносил в очертания и названия созвездий свою долю фантазии.
Вот еще несколько примеров. Созвездие Гир таб не изменило ни название, ни очертания — сегодня это Скорпион; Гуд ан на (Небесный бык) с небольшими отличиями соответствует Тельцу, Сиба зи ан на (Верный пастух неба) — Ориону, Мир гид да (Телега для поклажи) — Большой Медведице. В окрестностях Большого Пса вавилоняне выделяли два созвездия — Как си ди (Стрела), в которое входил Сириус, и Бан (Дуга или Лук). Созвездие Лиры с яркой Вегой у древних называлось Уза (Коза), Геркулес — Ур ку а (Собака), а Овен — Лу хун га (Работник).
Нам представляется целесообразным воспроизвести здесь две таблицы из древнего сборника «Мул апин», в одной из которых (табл. 5) указаны по месяцам гелиакические восходы определенных звезд, а в другой (табл. 6) приведены интервалы времени между подобным восходом Сириуса (принят за начало отсчета) и следующими в течение года восходами других звезд. Во второй таблице представлено также различие между данными древних астрономов и современными определениями (с учетом прецессии).
Таблица 5
№ месяца |
Число месяца |
Название |
1 |
1 |
Лy хун га (Овен) |
|
20 |
Гам (Капелла) |
II |
1 |
Мул мул (Плеяды) |
|
20 |
Ис ли e (Альдебаран) |
III |
10 |
Сба зи ан на (Орион) |
IV |
5 |
Маш таб ба тур тур (Малые Близнецы) |
|
15 |
Как си ди (Сириус) |
V |
5 |
Бан (Лук) и Лугал (Регул) |
VI |
10 |
Нун ки (Канопус) и Угу (Ворон) |
|
15 |
Щу па (Арктур) |
|
25 |
Аб син (Спика) |
VII |
15 |
Зи ба ни тум (Весы), Ур идим (Змея),
Ен те на наш лум (Центавр) и Ур ку (Геркулес) |
VIII |
5 |
Гир таб (Скорпион) |
|
15 |
Уза (Лира), Габ гир (Грудь Скорпиона и Антарес) |
IX |
15 |
Уд ка дун а (Пантера, или Лебедь)
Амушен (Орел), Па бил саг (Стрелец) |
X |
15 |
Сим мах (Ласточка, теперь Рыбы)
Си ну ну тум (Рыбы и Пегас) Им сис (Рыбы) |
XI |
5 |
Гу ла (Водолей), Ику (Пегас) Лу лим (Кассиопея) |
XII |
15 |
Куа (Фомальгаут) и Шу ги (Персей и северная часть Тельца) |
Таблица 6
Вавилонское название звезды |
Интервал, сут |
Современное название звезды |
Интервал, сут |
Разность интервалов, сут |
Как си ди |
0 |
Сириус |
0 |
0 |
Нун ки |
55 |
Канопус |
50 |
+ 5 |
Щу па |
60 |
Арктур |
62 |
-2 |
Аб син |
70 |
Спика |
70 |
0 |
Уза |
120 |
Вега |
121 |
-1 |
Габ гир таб |
120 |
Антарес |
117 |
+ 3 |
Куа |
240 |
Фомальгаут |
234 |
+6 |
Гам |
280 |
Капелла |
277 |
+ 3 |
Мул мул |
290 |
Плеяды |
297 |
-7 |
Ис ли e |
310 |
Альдебаран |
314 |
+ 4 |
Ал лул |
355 |
Процион |
361 |
-6 |
В одних случаях эти различия невелики, а в других они больше, но в целом надо признать, что древние астрономы были хорошими наблюдателями, хотя у них не было каких-либо специальных инструментов.
Что касается пар звезд (или созвездий), одна из которых заходит, а другая восходит, то в «Мул апин» встречаются следующие сочетания: восход Ориона — заход Стрельца, восход Сириуса, Гидры и Льва — заход Водолея и Орла. Кстати, эти сведения помогли астроному Куглеру разобраться со звездными картами ассирийцев и вавилонян.
В Двуречье заприметили не только изменение вида звездного неба в течение года. Звездочеты древности выделили ряд созвездий и ярких звезд, через которые проходил путь Луны, — так называемые «дома» Луны. К ним относились Плеяды, Телец, Орион, Персей, Возничий, Капелла (а Возничего), Рыбы, Овен, Козерог, Близнецы, Рак, Лев, Спика (а Девы), Весы, Скорпион, Стрелец, Водолей. В дальнейшем установили и «дома» Солнца и планет. На этот счет в «Мул апин» сделаны следующие примечания:
«С 1.XII до 1.III Солнце находится на пути Ану — будут ветры и бури. С 1.III до 30.V Солнце на пути Энлил — жара и уборка урожая. С 1.VI до 30.VIII Солнце на пути Ану — ветры и бури. С 1ЛХ до ЗОЛ Солнце на пути Эа — холод».
Как видно из приведенного отрывка, во-первых, времена года связывали с движением Солнца по небу и, во-вторых, каждое из четырех времен года делили на три месяца. Было известно что, перемещаясь из одной зоны в другую, Солнце за год проходит два равноденствия и два солнцестояния. Все это послужило в дальнейшем основой для введения понятия зодиакального пути нашего светила.
Нельзя не упомянуть также следующее. В конце прошлого века Лофтус нашел в центральной части развалин Ниневии прекрасно обработанную призму из слоновой кости, покрытую клинописными знаками. И хотя ассирологи уже хорошо разбирались в клинописи, текст на призме был им непонятен. Однако с помощью астрономов удалось выяснить, что он содержит продолжительность дня и ночи в каждом месяце года. Эти данные, полученные в глубокой древности, приведены здесь в табл. 7. Согласно этим данным, отношение самого длинного дня к самой короткой ночи составляет примерно 2:1; позднее оно было уточнено (3:2 или 7,5:4,5).
Таблица 7
Время суток |
№ месяца |
Продолжительность |
День |
IV |
8 беру = 16 ч |
Ночь |
X |
|
День |
III и V |
7 беру 10 уш = 14 ч 40 мин |
Ночь |
IX и XI |
|
День |
II и VI |
6 беру 20 уш = 13 ч 20 мин |
Ночь |
VIII и XII |
|
День |
I и VII |
6 беру = 12 ч |
Ночь |
I и VII |
|
День |
VIII и XII |
5 беру 10 ул = 10 ч 40 мин |
Ночь |
II и VI |
|
День |
IX и XI |
4 беру 20 уш = 9 ч 20 мин |
Ночь |
III и V |
|
День |
X |
4 беру = 8 ч |
Ночь |
IV |
|
Одно из заметных достижений конца эпохи Ашшурбанипала — успешное предсказание затмений. Вот какие сведения направил астролог Надину своему царю: «14-го числа произойдет лунное затмение, которое сулит невзгоды Эламу и Амуру, но принесет добро моему царю и господину. Сердце моего господина может радоваться, ибо я говорю точно — затмение состоится» [66].
В следующем послании астролог писал: «...Я предсказывал своему господину, что будет затмение, и предсказание сбылось». К сожалению, пока неизвестно, какими методами астролог Надину вычислял в то время моменты затмений.
Вот, к примеру, еще два сообщения о затмениях, из которых одно подтверждает другое. В первом говорится: «Года VII, дуузу 14, 1 и 2/3 беру после захода Солнца произойдет лунное затмение, видимое в эту ночь полностью. Оно будет идти к северному краю Луны»1. Позднее об этом же писал Птолемей: «На седьмой год камбиза 17-го египетского фармути в середине ночи произошло затмение. Оно шло к северному краю Луны. Затмение наблюдали также в Вавилоне»2.
Исследователи древнего Вавилона и Ассирии считают, что по крайней мере за 700 лет до н.э. периодичность лунных затмений была уже известна. На одной из глиняных табличек можно прочитать: «Если Луна скроется рано, то шесть месяцев спустя на 12-й или 13-й день месяца будет лунное затмение».
Предсказание затмений в эпоху Ашшурбанипала стало значительным шагом в развитии астрономии, хотя и было окутано мистикой астрологии. Любопытства ради приведем несколько отрывков из учебника для студентов-ассирологов, написанного в 1900 г. Р.К. Томпсоном:
«Если звезда Мардук появится в начале года, урожай будет очень богатый. Если планета Гуд уд (Меркурий) приблизится к звезде Ли (Альдебаран), царь Элама умрет».
«Дил бат (Венера) исчезнет на западе. Если она потускнеет и исчезнет в месяц абу, в Эламе будет кровопролитие. Если она появится снова в месяц абу, с 1-го по 30-й день пройдут дожди и урожай будет богатый».
«Нергал (Марс) виден в месяц дуузу — он слаб. Но если он станет ярче и поднимется в небе высоко, царь Элама умрет. Если он еще ослабеет и опустится, милость снизойдет на землю Аккад. Если Марс слаб — счастливое время, если силен — несчастье. Если за ним идет Мардук — год будет счастливым».
Можно привести множество текстов подобного содержания. В эпоху Ашшурбанипала вера в астрологию была очень сильной, и это в общем понятно. Непрерывные кровопролитные войны делали жизнь чрезвычайно неустойчивой не только для простого народа, но и для царей. Исключительно суеверным был ассирийский царь Асархаддон. Не только на вершинах зиккуратов-обсерваторий, но и в его палатах постоянно находились астрологи, включая и главного предсказателя. Они должны были непрерывно направлять царю всевозможные сообщения и рапорты, руководствуясь при этом только одним — желанием угодить своему господину.
Примечания
1. Tompson R. К. Reports of Magicians and Astrologes Nineveh and Babylon, 1900, p. 184.
2. Из [43], с. 46.
|