|
Внимательно наблюдая звезды
Надеемся, вы еще не забыли про священную в Древнем Египте звезду Сотис, гелиакический восход которой предвещал разлив Нила и наступление затем сезона полевых работ? Древние китайские астрономы не связывали наступление этого сезона с какой-то одной звездой или определенным созвездием. Кроме того, там обычно наблюдали не гелиакические, а так называемые акронические восходы звезд — появление объекта при заходе Солнца. В Древнем Китае роль египетской Сотис играла «Огненная звезда», под которой подразумевали Антарес — самую яркую звезду (а) в созвездии Скорпиона. Акронический восход1 этой звезды наблюдается вблизи момента весеннего равноденствия, а ее современное название объясняется кроваво-красным цветом, напоминающим цвет планеты Марс (Apec). Это событие предвещало начало весенних земледельческих работ. Для предсказания начала того или иного сезона китайцы использовали кроме а Скорпиона еще а Ориона и звездное скопление Плеяды, известное в Болгарии под названиями Стожары, Власы и Наседка с цыплятами. В «Книге истории» отмечается, что появление Плеяд на фоне вечерней зари извещает о зимнем солнцестоянии. Кроме того, было обнаружено, что если при заходе Солнца ручка ковша Большой Медведицы смотрит на восток, то приближается весна, на юг — лето, а на запад или север — соответственно осень и зима. Если возвратиться к рис. 33, то может показаться, что эти ориентиры неточны. Однако не надо забывать, что этот рисунок отражает картину, характерную для Болгарии в полночь вблизи осеннего равноденствия, причем в наше время, а не для Китая, расположенного на шесть часов восточнее, и не для эпохи три тысячи лет назад.
Наблюдая небо, чтобы предсказывать природные сезоны и сроки сельскохозяйственных работ, древнекитайские астрономы установили видимый путь Солнца среди звезд. В той же «Книге истории» находим: «Когда Солнце придет в созвездие Няо, будет середина весны, в созвездие Хо — середина лета, в созвездие Сюй — середина осени, а в созвездие Мао — середина зимы».
В Древнем Китае довольно точно отсчитывали время в течение суток, т.е. хорошо изучили смену дня и ночи. Сутки начинались около полуночи и были разделены на 12 частей. Первая часть соответствовала приблизительно времени от 23 ч до 1 ч после полуночи, если исходить из современного деления суток на 24 ч. Обозначалась эта часть тем же знаком, что и первый месяц года.
Для измерения продолжительности своего «часа», который был в два раза больше нынешнего, китайцы изобрели солнечные и водяные часы. Применялся и гномон. Неизвестно, когда начали использоваться первые солнечные часы, но теперь ясно, что произошло это задолго до III в. до н.э. Что же касается водяных часов, то по некоторым источникам они применялись в Китае еще во времена императора Хуанди в середине 3-го тысячелетия до н.э., но пока к подобным сведениям относятся с большой осторожностью. Более достоверные свидетельства говорят, что при дворе императоров династии Хань был специальный «техник», обязанный заботиться о дворцовых водяных часах (по-китайски — «лоуху», от словосочетания «лоу» — читаю и «ху» — сосуд, чайник).
Помимо солнечных и водяных часов в Древнем Китае были изобретены и другие устройства, служащие для астрономических целей, например, компас. Хотя этот прибор нельзя считать строго астрономическим, его все-таки можно использовать для предварительного ориентирования инструментов перед наблюдениями. Была найдена круглая пластинка с делением по окружности на 24 части, которая датируется временем династии Хань, но, вероятно, китайцы употребляли компас и много раньше. Согласно одному из описаний, на подобную расчерченную пластинку ставилось нечто вроде маленького ковша; когда он, опираясь одной точкой на пластинку, переставал вертеться, ручка его указывала на юг. При раскопках археологи нашли армиллярную сферу — инструмент, который применялся древнекитайскими астрономами для определения экваториальных координат звезд задолго до изобретения телескопа. Кроме того, был обнаружен инструмент для определения эклиптических координат звезд, который можно назвать эклиптическим теодолитом; его чертеж хранится в Пекинской библиотеке.
Китайский ученый Ли Сянчжоу описал древнюю армиллярную сферу, которая служила не только для измерения координат звезд, tío и в качестве своеобразного календаря.» Особый механизм связывал этот инструмент с искусственным деревом, расположенным около дворца императора (древнекитайские астрономы, как правило, служили при дворе), и на дереве каждый день «вырастал» один листочек. Когда их число достигало 15, они начинали «опадать» каждый день по одному, и к концу месяца дерево снова оголялось. Затем все повторялось в той же последовательности.
В Китае сохранились тексты, из которых следует, что еще в первые века новой эры существовала отдельная астрономическая обсерватория. Она называлась Чжеугунь, и ее развалины находятся на территории современной провинции Хэнань. По-видимому, это одна из самых древних обсерваторий в мире; в ней, в частности, были найдены остатки гномона. Пекинская обсерватория была основана в 1154 г., когда в столице была установлена армиллярная сфера, а в XIII в. в Китае было уже свыше 20 астрономических станций. Некоторые из них располагали весьма совершенными для своего времени инструментами. Так, про один из небесных глобусов говорилось, что в нем «... число деталей, движущихся с различными скоростями (источник движения был один — вода), столь велико, что все устройство может соперничать с творением небесного владыки». Создателем многих астрономических инструментов был Го Шоу-цзин, живший в 1231—1316 гг., и в этом отношении он продолжил вековые традиции китайцев.
Следует отметить, что китайцы изучали расположение звезд на небе еще задолго до строительства обсерваторий и изобретения инструментов для определения координат. Об этом свидетельствует звездный каталог, содержащий около 800 звезд с указанием их положений на небесной сфере, который был составлен Ше Шеном (IV—III вв. до н.э.).
Естественно, занимаясь составлением каталогов звезд, древним китайским астрономам неизбежно пришлось распределить их по созвездиям. Действительно, существуют сведения, что еще в эпоху «Борющихся царств» (конец V в. до н.э. — 221 г. до н.э.) область небесного экватора была разделена на созвездия, а самым ярким звездам были даны собственные названия. Позднее выдающийся китайский астроном Чжан Хэн (78—139 гг.) выделил на небе 124 созвездия, а 320 звездам дал названия (рис. 38). Развитие древнекитайской астрономии продолжалось и в эпоху династий Цзинь (265—420 гг.), когда насчитывалось уже 283 созвездия, включавших 464 объекта, в том числе 181 объект, входящий в 28 зодиакальных созвездий.
Рис. 38. Очертания созвездия Западного Тигра на звездной карте древних китайских астрономов.
Более того, небо было разделено на зоны, из которых три центральные включали 72 созвездия, а остальные зоны определялись сторонами света. Например, в восточную зону входило 46 созвездий.
Интересна одна звездная карта, выбитая на камне. Оригинал был составлен придворным учителем в 1193 г., и позднее, в 1247 г., рисунок был перенесен на камень. Благодаря такому материалу карта сохранилась до наших времен и хранится в конфуцианском храме в одном из городов неподалеку от Шанхая. В центре изображен Северный полюс мира, нанесены также экватор и эклиптика. Карта содержит 1440 звезд со склонениями от -30° до +90°.
Карта снабжена и «руководством» — пояснительным текстом, в котором говорится о естественном происхождении окружающего мира, строении неба, о Земле, Солнце и Луне. Конечно, многое в этом тексте отражает примитивные космологические представления того времени. Однако наряду с этим там дано правильное описание суточного вращения небесной сферы, видимого движения Солнца по эклиптике в течение года и т.д. Упоминается о распределении звезд на три группы, причем некоторые созвездия именуются в соответствии с иерархией чинов в человеческом обществе (министр, генерал, господин и т.д.), а другие носят названия животных или инструментов, используемых в повседневной деятельности.
Сильное впечатление на древних китайцев производил Млечный Путь, и о его происхождении существовала легенда, не имеющая аналогов в мифологии других народов.
Однажды бедный и трудолюбивый Пастух спрятал одежды небесной феи (Ткачихи), когда она купалась в озере. Шутка завершилась их свадьбой, однако такой неравный брак сильно разгневал богиню небесного царства. Она приказала воинам насильно вернуть Ткачиху на небо и прочертила на небе «серебряную реку», чтобы навсегда разделить влюбленную пару. Из сочувствия к супругам раз в год птицы строят мост через эту «реку», и тогда Пастух вместе с сыном и дочерью идет на свидание с любимой. Это происходит на седьмой день седьмого месяца по лунному календарю (первая половина августа по нашему счету времени).
Примечания
1. Акронический восход светила — восход в момент захода Солнца. — Прим. ред.
|