|
И все-таки Земля... не вертится
«Астрономы Хи и Хо забыли свои обязанности... Солнце и Луна неожиданно встретились в созвездии Фанг (Скорпион)...» Легенда далее повествует, что Хи и Хо, не предсказавшие затмение, были обезглавлены...
Мы касаемся темы о затмениях не ради незавидной судьбы придворных астрономов, о которых упоминается в приведенной цитате. Их судьба показывает, какое огромное значение в Древнем Китае придавали солнечным затмениям. За ними надо было очень внимательно следить и, главное, вовремя предсказывать, поскольку все верили, что солнечное затмение сулит наступление нерадостных дней. А если заранее разгадать злую волю духов, то можно как-то избежать бедствий... Древние китайские астрономы оставили множество записей о затмениях, которые наблюдались не менее тщательно, чем новые звезды. Один из таких самых древних текстов, датируемый временем династии Инь (1373—1122 гг. до н.э., период первого государства Шан-Инь) и вырезанный на кости, приведен на рис. 39. В «Книге истории» есть, однако, упоминания о солнечном затмении, наблюдавшемся еще во время полулегендарной династии Ся (астрономы вычислили, что это было, вероятно, затмение 22 октября 2137 г. до н.э.). Записи велись и для лунных затмений, но любопытно, что они рассматривались в отличие от солнечных как рядовые события. В одной из хроник после рассказа о солнечном затмении упоминается:
Рис. 39. Древнекитайская надпись, вырезанная на кости, в которой сообщается о солнечном затмении.
«До того произошло затмение Луны, но это явление вполне обычно». Трудно объяснить, с чем связано отсутствие интереса к лунным затмениям.
Со временем накопление данных позволило определить условия наступления затмений. Так, в календаре «Цзиньчу» его составитель Ян Вэй отметил, что солнечное затмение происходит в период новолуния, когда светило находится на расстоянии не более 18° (современное значение 16,5°) от одного из узлов лунной орбиты. Для лунных затмений ученый указал следующее условие: затмение произойдет, если полная Луна расположена вблизи одного из узлов, а центр Солнца находится на расстоянии не более 11°, точнее, 10,5° от другого узла. В Древнем Китае знали, что узлы «ползут» по лунной орбите. При составлении календаря (230 г.) Ян Вэй довольно точно определил положение узлов, а также указал места на небесной сфере, соответствующие будущим солнечным и лунным затмениям. При этом были вычислены и фазы предстоящих событий, т.е. доли темных частей диска. Позднее (IV в.) изучением затмений интенсивно занимался математик и астроном Чжан Цзысин. Правильное объяснение причины лунных затмений впервые дал выдающийся китайский астроном Чжан Хэн (78—139 гг.). К слову сказать, астрономией он занялся в 30 лет, а до этого был литератором и прославился сатирической книгой о нравах высшего общества.
Один из текстов эпохи Инь, вырезанный на кости, так описывает солнечное затмение: «На рассвете дня [он обозначен соответствующим знаком] после восхода Солнца видели три пламени и большую звезду. Три пламени поглотили Солнце». Как полагают современные астрономы, здесь речь идет о протуберанцах, увиденных в момент, когда диск Солнца был полностью закрыт. Вычисления обстоятельств полных солнечных затмений на территории Древнего Китая дают две даты этого события (по-видимому, это было и первое в истории астрономии наблюдение протуберанцев) — либо 18 июля 1328 г. до н.э., либо 5 июня 1302 г. до н.э.
Вот еще очень интересный факт из истории астрономии — древние китайцы первыми обнаружили, что солнечный диск «загрязнен» пятнами. Это произошло задолго до того, как солнечные пятна были замечены в других странах. Первое упоминание о пятнах в древнекитайских хрониках датируется 28 г. до н.э.: «В марте первого года правления Хэпина [псевдоним императора] взошло желтое Солнце, в центре которого было пятно размером с монету». В этих хрониках, охватывающих период около 1600 лет, содержится свыше 100 упоминаний о солнечных пятнах.
Здесь следует заметить, что в ряде мифов первой половины 1-го тысячелетия до н.э. упоминается, что черные вороны потеряли свои крылья на Солнце. Наиболее правдоподобное объяснение таким сравнениям видится в том, что темные солнечные пятна уже тогда наблюдали в Древнем Китае.
В Европе пятна на Солнце были открыты в начале XVII в., когда Галилей изобрел свой телескоп. Однако о пятнах на Солнце говорится в старых русских летописях второй половины XIV в. Их видели во время больших пожаров сквозь густой дым, заволакивающий Солнце. По-видимому, в обнаружении пятен и китайцам помогло загрязнение атмосферы, связанное с тем, что северо-западные ветры приносят в Китай песок и пыль из пустыни Гоби и монгольских степей. Пожалуй, это единственный в истории человечества случай, когда загрязнение окружающей среды сыграло положительную роль...
Среди астрономических достижений Древнего Китая нельзя не отметить независимое обнаружение астрономом Юй Си около 330 г. явления прецессии, впервые открытого Гиппархом во II в. до н.э. Прецессия была обнаружена в результате сравнения положений звезд в III в. до н.э. с теми, которые наблюдались во время жизни Юй Си. В VII в. другой астроном — Ли Чжо уточнил годовую величину прецессии. Он получил значение 47'', близкое к истинному. В конце VII — начале VIII в. известный в то время в Китае астроном И Син открыл собственное движение звезд, и лишь спустя примерно тысячу лет независимо от китайской астрономии это явление в 1718 г. открыл англичанин Галлей.
Как видим, наш обзор достижений китайской астрономии получается не таким уж кратким. Его можно было бы значительно расширить, но мы ограничимся сказанным и подчеркнем только, что астрономы Древнего Китая целым рядом астрономических открытий опередили в этой науке многие другие народы. Китайцев отличала исключительная точность в ведении научных записей. Были также созданы весьма совершенные для того времени астрономические инструменты.
Астрономия в Древнем Китае развивалась своим собственным путем. При этом китайцы, как и другие народы в те времена, имели разнообразные торговые связи со многими странами. Однако вряд ли можно всерьез считать, что такие связи обеспечили успехи придворных звездочетов. Поэтому нам кажется неоправданным объяснять достижения китайской астрономии заимствованием знаний Древнего Вавилона, хотя такие гипотезы и высказываются.
Коснемся теперь вопроса об особенностях мировоззрения древних китайцев. Согласно одной из летописей, относящейся к эпохе династии Цзинь (265—420 гг.), «небо напоминает шапку, а Земля подобна перевернутой глиняной миске». В той же летописи указано, что Солнце, Луна, планеты и звезды имеют сферическую форму и свободно «плавают» в безграничном мировом пространстве. Таким образом, Земля представлялась выпуклой (как и в Древнем Вавилоне). Более того, в VIII в. в Китае было выполнено первое измерение дуги меридиана и получено, что I° соответствует 351 ли и 80 шагам (правда, неизвестно, как это расстояние выразить в современных единицах).
Интересно, что одновременно с таким представлением существовала и картина плоской четырехугольной Земли. Об этом говорится в пояснительном тексте к уже упоминавшейся выше звездной карте XII в. В Пекине во Дворце неба экскурсоводы покажут вам древнюю модель такой Земли, покрытой круглым небом...
А вот что написано про устройство мира в книге Ли Аня, жившего во II в. до н.э., — представителя философской школы даосизма: «В очень древние времена четыре столба были повалены, а девять областей разделены на части. Небо не было сплошным, и Земля не могла удержать его целиком. Бушевал огонь, который никто не гасил, разливалась вода, которую никто не останавливал... Поэтому Нюйгуа расплавила вместе камни пяти цветов и заполнила этим раствором отверстия в лазурном небе».
В этом тексте повторяются представления многих древних народов, согласно которым небо держится на столбах, а звезды представляют собой просто дырки в небе, замазанные светящимся веществом...
Если суммировать содержание многих древних китайских текстов, то можно «реконструировать» следующую космологическую картину. Много и много лет назад небо и Земля были слиты в одно целое наподобие яйца. Внутри него возник Пангу. Спустя 18 тыс. лет яйцо разделилось на светлую половину, из которой образовалось небо, и темную половину, из которой образовалась тяжелая Земля. Следующие 18 тыс. лет небеса поднимались все выше и выше, а Земля становилась все тяжелее. Пангу рос, а затем умер, и его последний вздох превратился в ветер и облака. Его глаза превратились в Солнце и Луну, четыре конечности — в четыре стороны света. Упоминается и о том, что его пять «тел» (вероятно, пальцы) образовали пять величественных гор, из крови возникли реки и т.д.
Такая космологическая картина могла в дальнейшем, естественно, породить представление о выпуклой Земле (желтке яйца), покрытой сферическим небом (скорлупа и белковая прослойка яйца).
В этой космологической картине небеса отделены от Земли, и вот как это произошло согласно китайской мифологии. Раньше такого разделения не существовало, и поэтому люди Земли и боги неба часто «ходили в гости» друг к другу. Они жили в полном согласии и при желании запросто менялись местами. Люди были честными, искренними, непосредственными, умеренными в своих потребностях. Но вот сами же люди начали нарушать такой порядок жизни — жечь огонь, охотиться, копать землю, рубить деревья, строить жилища... Первозданная чистота пропала, и идиллия кончилась... Было решено отделить небо от Земли. Лишенные помощи богов, люди были вынуждены сами добывать себе пропитание, а главное, они перестали быть бессмертными, как боги...
Заканчивая наш рассказ о космологических представлениях в Древнем Китае, упомянем, что в первом веке новой эры китайский астроном Си официально выступил против «четырехугольной Земли». Он писал: «Небо покрывает Землю, и поэтому их форма должна быть одинаковой. Не может быть небо круглым, а Земля четырехугольной». Правда, при этом он считал Землю плоской.
|