|
Три компоненты сплава
Рассматривая представления праболгар о небесных телах и Вселенной, мы до сих пор говорили лишь о старотюркских народах, но не упоминали славян и фракийцев, заселявших в древности наши земли. Естественно, однако, что мировоззрение болгарской нации сформировалось на основе своеобразного «сплава» представлений древних славян, фракийцев и тюрков из пришедшего позднее племени хана Аспаруха. Передаваясь из поколения в поколение, этот «сплав» видоизменялся и обогащался в процессе общения с другими народами.
Самое древнее население, жившее на территории современной Болгарии, о котором есть письменные источники, — это фракийцы. Они занимали обширную область Балканского п-ва по крайней мере уже в конце 2-го — начале 1-го тысячелетия до н.э. и представляли значительную по численности этническую общность. Позднее, в первой половине 1-го тысячелетия до н.э., на побережье Черного и Эгейского морей начали возникать древнегреческие колонии. В конце 1-го тысячелетия до н.э. в этих краях появились римские войска, а в I в. новой эры здесь образовалась римская провинция Фракия. Таким образом, со временем происходила постепенная эллинизация и романизация коренного населения. Процессу ассимиляции способствовали также участившиеся со II в. набеги с севера «варварских» племен, и к тому же единство фракийского народа подрывалось внутренней борьбой. Тем не менее культура фракийцев сохранялась еще достаточно долго. Поэтому, когда в VI—VII вв. на Балканский п-ов постепенно проникали славяне, их мировоззрение дополнялось взглядами и представлениями уцелевшего фракийского населения. Некоторая общность в социальном плане и в условиях материальной жизни этих двух народов способствовала их быстрой ассимиляции.
Праболгары, пришедшие издалека и создавшие на Балканах свое государство, испытывали сильное влияние конгломерата живших здесь народов. Все они были язычниками, верили в магию, в доброе и злое начала, в судьбоносную роль небесных тел. Создалась благоприятная почва для непротиворечивого слияния двух культур. Дальнейшее взаимодействие с другими народами, и прежде всего с Византией, обогатило наш народ новыми культурными ценностями. Так возникла и вышла затем на самостоятельный путь развития болгарская культура, включающая в себя представления о Вселенной и небесных телах. Подробнее об этом рассказывается в главе о творениях Иоанна, экзарха Болгарии, уже в значительной степени пропитанных философией христианства.
|