|
Двуликий Янус становится в начало года
Юлий Цезарь был для своего времени образованным человеком и знал календари древних египтян, вавилонян и греков. Однако для проведения задуманной реформы он призвал на помощь из далекой Александрии (в то время уже римская провинция) астронома Созигена, которому поручил перекроить римский календарь по подобию египетского. Когда Созиген взялся за работу, то его первая забота состояла в том, чтобы избавиться от тринадцатого месяца, т. е. как-то разместить «лишние» 10,25 сут. Возник также второй вопрос — от какого месяца отсчитывать начало года? Вспомним, что у разных древних народов оно связывалось с каким-либо событием, например, у египтян — с разливом Нила, а в других местах — с наступлением весеннего равноденствия. В древнем Риме должностные лица приступали к новым обязанностям с 1 января, и в такой ситуации естественно возникли сомнения, целесообразно ли оставлять март первым месяцем года. Разумнее было перенести начало на январь, но на практике это оказалось не так просто. Любопытно, что противниками были не столько жрецы, сколько обыкновенные люди, которые так привыкли к существующему порядку (точнее, беспорядку), что все нововведения казались им святотатством.
Тем не менее, пользуясь полной поддержкой Цезаря, Созиген справился со всеми трудностями. Начало года было перенесено на январь, при этом двуликий по религиозным верованиям бог Янус подошел для объяснения — одним лицом он смотрит в прошлое, т. е. в прошедший год, другим в будущее, т. е. в наступающий год. В отношении числа дней в месяцах Созиген решил, что каждый нечетный месяц должен включать в себя 31 день, всякий четный — 30 дней и только для зловещего февраля было оставлено 29 дней. В итоге получился год продолжительностью 365 сут (6×31 + 5×30 + 29).
Однако при этом ¼ сут недоставало, и потому было решено в каждый четвертый год прибавлять один дополнительный день. Прибавляли его в феврале, причем по старой привычке между 23 и 24 февраля, когда прежде вставлялся дополнительный месяц мерцедоний. Год с дополнительным днем назывался «биссекстилис», и позднее у славянских народов это слово трансформировалось в «високосный».
В оригинальном виде проект Созигена вносил порядок в римский календарь, однако при его введении в действие вмешались как мошенничество жрецов, так и человеческое тщеславие.
Вступление в силу нового календаря планировалось с 1 января 45 г. до н. э. Однако за полтора года до этого жрецы умышленно все запутали так, что общие праздники, которые проводились в строго определенный сезон (например, праздник цветов Флорарий в апреле, праздник Бахуса — в сентябре и т. д.), опередили на 80 дней календарные даты. Чтобы компенсировать это опережение, Цезарь и Созиген «удлинили» 46 г. до н. э., и он продолжался 15 мес, или 445 сут. Он получился таким от добавления одного мерцедония (между 23 и 24 февраля, как обычно) и еще двух безымянных месяцев (продолжительностью 34 и 33 дня) между ноябрем и декабрем. Однако и жрецы не успокоились. Уже после реформы они стали вставлять дополнительный день раз в три, а не в четыре года. Календарь снова стал «сбиваться», пока не вмешался преемник Цезаря — первый римский император Октавиан Август (63 г. до н. э. — 14 г. н. э.) и не восстановил схему, предложенную Созигеном.
Еще до этого месяц квинтилис был переименован в честь Гая Юлия Цезаря в июль. Октавиан Август решил последовать примеру своего предшественника, а выбор, естественно, пал на следующий за июлем месяц, который стал называться августом. Однако в этом месяце было 30 дней, т. е. меньше, чем в июле, что не соответствовало величию императора. К тому же число 30 как четное считалось у римлян несчастливым. Поэтому пришлось удлинить август на один день, отняв этот день от злосчастного февраля. Но тут возникла новая неприятность — три последовательных месяца содержали по 31 дню (июль, август, сентябрь). Тогда Октавиан Август своей волей нарушил чередование продолжительностей четных и нечетных месяцев, установленное реформатором Созигеном. От сентября и ноября отняли по одному дню, прибавив их соответственно к октябрю и декабрю. Так получилась последовательность месяцев, существующая и теперь, с високосным годом, включающим день 29 февраля.
Календарь, реформированный по указанию Цезаря, использовался до 4 октября 1582 г., когда он был заменен календарем папы Григория XIII. Однако и теперь есть даты, отмечаемые как по старому стилю (календарю Юлия Цезаря), так и по новому стилю (григорианский календарь). В Болгарии новый стиль был введен официально в 1916 г., когда за датой 31 марта сразу последовала дата 14 апреля.
После падения Римской империи Европа вступила в эпоху мрачного средневековья. Идеи таких выдающихся мыслителей древности, как Аристотель и Птолемей, были объявлены еретическими, да и сама наука, по мнению церковных апологетов, была не только бесполезной, но и «богопротивной». Теолог Тертуллиан (150—220 гг.) писал: «Что может быть общего между Афинами и Иерусалимом, между Академией [Александрийской] и церковью, между еретиками и христианами. После Христа мы не испытываем никакого влечения к знаниям, после Евангелия не требуется никаких исследований». Его ученик Августин Блаженный (354—430 гг.) считал неприемлемым и неугодным богу все, что не согласуется со Священным писанием.
Однако огромное наследие древних египтян, вавилонян и греков не пропало бесследно для человечества. Эстафету принял народ страны, простиравшейся от Персии до африканских берегов и Испании. Арабы, сохранив научные открытия древнего мира, внесли и свою долю в развитие культуры.
|