|
Космогонические и космологические представления Иоанна Экзарха
Иоанн Экзарх сыграл заметную роль в истории Болгарии в период принятия страной христианства, распространяя и утверждая новую религию. Он хорошо знал не только священные книги, но и учения древнегреческих мыслителей и, не ограничиваясь примитивной космогонией христианства, широко использовал их выводы в своих рассуждениях. Разумеется, все аргументы были подчинены лишь одному — утверждению веры и, как писал Энгельс: «... естествознание и философия — все содержание этих наук было поставлено на службу церкви».
В те времена не вызывало сомнения, что мир создан богом, и ничего другого Иоанн Экзарх не мог себе и помыслить. Каких-либо научных подходов к этой проблеме не существовало, и лишь восемь веков спустя появились первые попытки, в частности И. Канта, объяснить происхождение Солнечной системы, не прибегая к божественному началу.
В отношении основных элементов, составляющих всю Вселенную, учение Иоанна Экзарха было основано на идеях Эмпедокла — видного мыслителя V в. до н. э., политика с демократическими взглядами, философа и естествоиспытателя. В «корне» всего на свете он видел четыре элемента — землю, воду, воздух и огонь. Иоанн Экзарх принимал существование этих четырех элементов и отрицал пятый, предложенный Аристотелем, — эфир, из которого состоит небо. Более того, он считал, что «небо есть субстанция видимая и осязаемая». Здесь, как и в других местах сочинений болгарского экзарха, проглядывают элементы материализма.
Говоря об устройстве мира, Иоанн Экзарх наряду с примитивными библейскими представлениями излагал геоцентрические теории древних греков. По его мнению, Земля не плоскость, как утверждалось в Библии, а шар, о чем в свое время говорил еще Аристотель. Он даже вступил в спор с теми, кто, подобно Косме Индикоплову, рассматривал Землю и небо в виде четырехугольного «сундука». Его основным аргументом было видимое вращение небесной сферы. В «Шестодневе» Иоанн Экзарх писал, что земной шар «непрерывно движется и вращается около самого себя».
Более того, болгарский просветитель считал, что и остальные небесные тела — Луна, Солнце и звезды — также имеют форму шара. Свою точку зрения он аргументировал существованием фаз Луны, т. е. изменением площади светлой части диска в течение месяца, которое не наблюдалось бы, если бы «форма не была круглой». При этом, писал Иоанн Экзарх в «Богословии», надо помнить, что «Луна освещается Солнцем». И продолжал в «Шестодневе», что «если Луна создана в таком виде, ясно, что и другие звезды имеют круглую форму».
В этой же книге Иоанн Экзарх рассуждает о размерах «круглых» тел, в частности, в «Слове о четвертом дне» сказано: «Те, кто серьезно занимался астрономией, утверждают, что Солнце во много раз больше самой Земли, а земной шар в два раза больше лунного». Чуть ниже в «Шестодневе» указан диаметр Земли — «больше 80 тысяч стадий», что при греческом стадии, равном 157,5 м, означает диаметр несколько больше 12 600 км. Таким образом, уже в первых письменных сочинениях на языке Кирилла и Мефодия приведено значение размера Земли, близкое к истинному.
Как мы уже упоминали, Иоанн Экзарх был геоцентристом, и для него Земля занимала центральное место во Вселенной. А где по его представлениям располагались остальные тела?
В число этих тел входило пять видимых невооруженным глазом планет, по выражению Иоанна Экзарха «плавающих» по звездному небу, а также Луна и Солнце, причислявшиеся к планетам. Считалось, что они вместе со звездами обращаются вокруг Земли по «поясам» (это слово часто употреблял Экзарх). Порядок их расположения указан в «Богословии», где сказано: «Далее всех — пояс Сатурна, второе место занимает пояс Юпитера, третье — Марса, четвертое — Солнца, пятое — Венеры, шестое — Меркурия и самый близкий — это пояс Луны».
Здесь любопытно заметить, что в народных болгарских сказаниях отразились представления древности о семи небесных кругах (поясах). В народных поверьях небо имеет семь «складок», и не исключено, что источником таких поверий были книги Иоанна Экзарха. Добавим, что в легендах болгар рассказывается о небе, усыпанном звездами, как о «бычьей шкуре, утыканной гвоздями». Вероятно, и это понятие «небо — кожа» в нашу мифологию пришло из творчества Иоанна Экзарха, который писал: «...расстилается небо, как кожа». С другой стороны, народные сказания не отразили представления о шарообразной Земле. В них более естественной считалась плоская Земля, которая на своей границе сливается с небом, отсюда и выражения «край света», «на краю земли» и т. п.
Для доказательства того, что все небесные тела движутся вокруг Земли, Иоанн Экзарх в «Шестодневе» приводит отрывок из сочинения Аристотеля. Далее он пишет об Аристотеле: «Все хорошо поняв, он установил, что Солнце, Луна и звезды (к звездам здесь причислены и планеты. — Авт.) имеют круглую форму и, закрепленные на небе, движутся. Под закреплением на небе он понимал движение каждого тела отдельно по своему кругу».
|