|
Космогонические и космологические представления богомилов
Конечно же роль Болгарии как посредника, способствовавшего обогащению культуры соседних стран достижениями античной и византийской науки и искусства, не ограничивалась деятельностью Иоанна Экзарха. После него было написано много других книг на славянском языке. Однако историческая судьба Болгарии сложилась так, что страна испытала национальный гнет вскоре после начала этого культурного расцвета, что стало причиной гибели многих памятников ранней болгарской культуры. Правда, ряд из них сохранился у наших славянских соседей, например у русских. Там был широко распространен так называемый «Сборник Святослава» (примерно 1073 г.), известный в Болгарии под названием «Симеонов сборник» (составлен по указанию великого болгарского царя, правившего в 893—927 гг.). В этой книге, авторство которой приписывают киевскому князю Святославу Ярославичу, содержится много естественнонаучных и философских рассуждений, отражающих мировоззрение того времени. Часто эту книгу называют первой русской энциклопедией.
Сочинения Иоанна Экзарха предназначались для разъяснения и утверждения христианской религии, призванной послужить «строительным раствором» между двумя главными религиозно-этническими общностями в тогдашней средневековой Болгарии, в поклонении у которых было много богов. Но языческие верования, сохранившие силу и после появления христианства, стали благоприятной основой для появления мощного социально-политического движения, облеченного в естественную для тех времен религиозную форму. Здесь имеется в виду богомильство, которое возникло как реакция на противоречия феодального общества в Болгарии.
Богомильству были свойственны свои космогонические и космологические представления, несколько отличавшиеся от христианских. Согласно этим представлениям, вначале был только бог — добрый бог, имеющий образ человека, с одной стороны, но бестелесный — с другой. Он сотворил необъятную Вселенную, состоящую из четырех основных элементов — огня, воздуха, воды и земли. Мир имел семь небес, и на самом высоком, седьмом небе обитал бог. Под самым низким, первым небом были воздух и водная ширь, которая со всех сторон охватывала земную твердь. Земля была пустой и необитаемой и покоилась на двух огромных рыбах.
Взгляды богомилов соединяли в себе смесь библейских искажений и ряда верований, изложенных еще до богомильства в различных апокрифических книгах. Например, по книге «Беседы трех святителей» мир держался на железном дубе, под которым текла огненная река и в ней плавали три кита из золота. Они держали на себе плоский камень, на котором и покоилась Земля. Подобные представления получили широкое распространение не только в Болгарии, но и в соседних странах, войдя во многие устные сказания и легенды. Например, в так называемой «Тиверийской легенде» сказано, что по божьей воле Земля держится на 33 китах.
Добрый бог и созданный им мир не составляли, однако, основное содержание учения священника Богомила и его последователей, которые в X в. были довольно многочисленны. По этому учению основным действующим лицом был Сатана, которого часто называли вторичным творцом Вселенной.
Сатана одно время был главным ангелом в свите бога. Не удовлетворенный своим положением, он решил отделиться от бога и склонял к этому других ангелов. Однако бунт не удался, и все замыслы Сатаны стали известны богу. Разгневавшись, бог сбросил Сатану с небес на земную твердь. Тут «падший ангел» развернулся и создал свое земное царство. Поначалу он приказал двум ангелам (один «заведовал» воздухом, другой — водой) поднять Землю, которая до этого была под водой. Когда Земля просохла, Сатана взял венец у одного из двух ангелов, разломал его и из одной половины сотворил светлый месяц, а из другой — звездный блеск; сами звезды получились из камней венца.
Тут мы остановимся и не будем рассказывать про дальнейшие дела Сатаны... Упомянем лишь, что он сделал еще одно небо, расположенное выше других, и в итоге число небес достигло восьми. Напомним, что именно столько небесных сфер фигурировало в космогонических теориях древних греков.
Отношение богомилов к Солнцу полностью пока не выяснено. Скорее всего, они преклонялись перед ним за его мощь и животворную силу и поэтому считали его творением доброго бога, а не Сатаны.
Можно заметить, что учение священника Богомила было дуалистическим — добрый бог и падший ангел, — но не в этом суть. В этом учении уже мало что сохранилось от духа Древней Эллады, и в космогоническом смысле оно было столь же примитивным, как библейские сказания или древние легенды народов Ближнего и Среднего Востока. Независимо от этого в конце этой главы мы хотим еще раз отметить, что болгарская литература сыграла важную роль на ранних этапах развития всей славянской культуры.
|