Материалы по истории астрономии

Посидоний

— математик и астроном, родился в Апамее в Сирии в 135 г., умер в Риме в 50 г. до Р. Хр. Жил долго в Родосе. Был учителем Цицерона. Известен второй попыткой определить размеры земного шара (первая принадлежит Эратосфену). Звезд α Корабля Арго (Канопус) по оценке П. подымалась в Александрии 1/46 долю окружности, т. е. 71/2°, в Родосе же только показывалась на горизонте, а линейное расстояние между этими городами (которые П. считал расположенными на одном меридиане) оценивалсь моряками от 5000 до 3750 стадий. Отсюда окружность земли от 240000 до 180000 стадий. К сожалению, точная величина стадии неизвестна Во всяком случат метод П. уступает методу Эратосфена. П. считал расстояние от Земли до Луны равным 521/8, а до Солнца 13098 земным радиусам, что соответствует параллаксам в 65'.9 и 15."6 и представляет баснословную для его времени точность; но совершенно неизвстно на основании каких соображений получил он эти числа.

Брокгауз и Ефрон, 86 т.

* * *

Посидоний (Poseidonios) (около 135 до н. э., Апамея, Сирия, — 51 до н. э., Рим), древнегреческий философ-стоик, крупнейший представитель т. н. Средней Стои. Был главой школы на острове Родос; соединил стоицизм с платонизмом. По энциклопедизму П. может быть сопоставлен с Аристотелем: он был автором сочинений по всем разделам философии, по религии, этике, космологии, географии, астрономии, математике, истории, риторике. До нас дошло лишь небольшое число фрагментов из сочинений П. Стоическое учение о первоогне и его превращениях П. переосмыслял через платоническую концепцию «ума» (нуса), представавшего у П. одновременно и как мир идей и чисел, и как огненная пневма, из которой расходятся по всему миру отдельные огненные смысловые зародыши всех вещей — т. н. семенные логосы. Т. о., божество есть мыслящее огненное дыхание. Это учение П. о пневматических истечениях сыграло огромную роль в подготовке неоплатонической теории эманации. Точно так же стоическое представление о космосе как круговороте огненного вещества соединялось у П. с платоническим учением о гармонии сфер и целесообразном музыкально-геометрически-числовом устроении космоса. П. воспринял также учение о переселении и перевоплощении душ, связывая круговорот их рождений с периодическим воспламенением Вселенной (мировыми пожарами).

Стоическая идея всепроникающего мирового огня и связанной с этим всеобщей космической «симпатии», наличия всего во всем приводила П. к учению о всеобщем законе природы и судьбе, которая может быть постигнута с помощью мантики (гадания) и астрологии. Хотя судьба и всемогуща, но мудрец посредством знания и добродетели может возвыситься над ней. В философии истории П. пытался объединить учение Гесиода о золотом веке человечества и его постепенном возрождении и концепцию культуры, развитую Демокритом, Эпикуром и Лукрецием: развитие ремесел, наук и искусств окупается моральным падением, требующим вмешательства законов и философов.

Фрагменты: Posidinius [Works], v. — The fragments, ed. L. Eselstein and J. G. Kidd, Camb., 1972.

Лит.: Лосев А. Ф., Посидоний, в кн.: История греческой литературы, т. 3, М., 1960; Reinhardt K., Poseidonios, Münch., 1921; Heinemann I., Poseidoniosmetaphysische Schriften, 2 Aufl., Bd. 1—2, Breslau, 1968.

А.Ф. Лосев.

БСЭ.3-е изд.

* * *

«Кабинетъ» — История астрономии. Все права на тексты книг принадлежат их авторам!
При копировании материалов проекта обязательно ставить ссылку