Материалы по истории астрономии
На рубежах познания Вселенной (историко-астрономические исследования, XXII) / Под. ред. А.А. Гурштейна. — М., Наука, 1990

Л. Кшивский

СИМВОЛИКА СТУПЕНЧАТЫХ ПИРАМИД

1


Известно, что поначалу египетские пирамиды были ступенчатыми, как первая из них, пирамида фараона Джосера, построенная Имхотепом, выдающимся ученым (2700 г. до н. э.). Имхотеп был не только строителем (по-видимому, он первым предпринял строительство из отесанных камней), но также астрономом и врачом. Нужно заметить, что храм в городе Он (Гелиополис) был посвящен богу Солнца Ре (или Ра), и символом этого главного бога был конусообразный камень, водруженный на холме; этот камень назывался бен-беном, но позднее из-за греческого влияния солнечный символ в виде подобного камня получил название пирамидиона.

Солнечный храм в Ону существовал раньше, чем начали строить первые ступенчатые пирамиды; они назывались по-египетски м(е)р. Солнечные храмы строились впоследствии почти в таком же виде, как в городе Он; некоторые находятся вблизи пирамид (например, храм фараона Невосерера, 2500 г. до н. э.). Египтологи в прошлом предполагали, что подножие камня вида пирамидиона освещают первые и последние лучи бога Солнца (см., например, Сеглу, 1952). Вероятно, для большего сходства с Солнцем эти камни были позолочены. До сих пор не было объяснено, почему основной солнечный символ имел вид пирамидиона. Известные египтологи Эдварде (Edwards, 1946, с. 234) и Бристед (Breasted, 1946) полагали, что Имхотеп первым построил для фараона Джосера гигантскую гробницу в виде символа солнечного храма в Ону. Но происхождение солнечного символа осталось необъясненным.

Нужно сказать, что существует целый ряд догадок относительно мотивации строительства первых ступенчатых пирамид, но многие египтологи только полагают, что гробница в виде пирамиды связана с культом главного древнего египетского бога Ре. В этом направлении была высказана такая догадка: примером для постройки пирамиды должны быть лучи в виде веера, которые наблюдаются, когда солнце над горизонтом закрыто небольшими облаками и от этих облаков видны прямые лучи, направленные к земле (Edwards, 1946). Аналогичные лучевые вееры можно наблюдать в лесу, когда солнце закрывается кронами деревьев. Недостатком этой догадки является то, что лучи имеют вид веера, а не пирамиды, и нет никакого ступенчатого оформления лучей.

Первые ступенчатые пирамиды по типу пирамиды Джосера строились приблизительно 100 лет, а затем тысячу лет строились гладкие пирамиды.

Наблюдения ступенчатого Солнца.

Вид восходящего Солнца над удаленным горизонтом при отсутствии облаков и сильной дымки формируется путем постепенного нарастания ярких мелких или грубых слоев, и через несколько секунд после восхода Солнце появляется в виде яркой пирамиды (Greenler, 1980). В диск Солнце превращается лишь после полного выхода из-за горизонта.

Слоистая структура вида Солнца в первые секунды восхода вызвана разной оптической деформацией лучей при прохождении через слоистую структуру атмосферы с разными оптическими свойствами. Вечером, при заходе Солнца, это явление повторяется, но не бывает в таком чистом виде, как утром, потому что слоистая структура атмосферы над поверхностью Земли вблизи горизонта нарушается дневной тепловой конвекцией.

Вид восходящего солнца по наблюдениям в течение первых нескольких секунд бывает следующий:

Появление нового слоя происходит быстро. Количество слоев бывает разное. В случае тонкой структуры слоев вид Солнца при наблюдении невооруженным глазом напоминает яркий треугольник. Оптическая деформация этого рода наблюдается во всех регионах мира. Наблюдатель получает впечатление, будто перед ним не стационарное тело, а как бы зарождающееся или движущееся животное.

Автор проверил существование этих солнечных деформаций в феврале 1988 г. в Египте (на Ниле и в пустыне) и получил целый ряд снимков даже вместе с пирамидами. Явление было очень частое.

«Пирамидальное» Солнце — идея для постройки пирамид.

До того как мы предложим свою интерпретацию, следует вспомнить некоторые факты, которые касаются солнечного культа в религии древних египтян. Известно, что фараоны были на земле богами, сынами главного бога Солнца Ре (са-Ре). При их захоронении предусматривалось, чтобы был всеми возможными средствами обеспечен переход от земной жизни и смерти в другую, главную жизнь. В случае государей-фараонов им предстояло сопровождать бога Солнца Ре или с ним слиться. Все религиозные церемонии были подготовкой для вступления фараона в новую вечную жизнь. Как известно, для такой цели предусматривались и солнечные лодки, во многих случаях обнаруженные близ пирамид.

Одним из трех главных моментов астрономического и религиозного значения был у древних египтян момент восхода Солнца, регулярно возрождающегося бога Ре. Бог Ре существовал в разных видах, с разными названиями, в соответствии с тем, где Солнце находилось. В случае восхода обозначался бог Ре в иероглифах скарабеусом =х(е)п(е)р. Этот жук был самым боготворимым. (Он катал шарик из кала.) Бог Ре на горизонте утром был тоже животным богом и производил сферический диск. У древних египтян, которые ничего не знали об атмосферной оптике и оптических деформациях, все объяснение природного явления — пирамидального Солнца — было перевернуто: солнечный живущий бог проявлялся при своем подъеме в форме пирамиды (зубчатого треугольника), что явилось следствием оптической деформации, но последующий солнечный диск представлялся только продуктом — солнечно-божественным образованием.

Ученый Имхотеп, знаток астрономии, в согласии с фараоном Джосером построил величественную гробницу в виде, максимально приближающемся к образу главного бога Ре в момент его восхождения и рождения, который является самым главным моментом в древнем религиозном культе. Государь-фараон был похоронен, чтобы родиться в новой жизни и попасть на небо вместе с богом Ре. Постройка гробницы такой формы была новой идеей в согласии со старыми нуждами религиозных культов.

Гигантское сосредоточение сил и ценностей для постройки пирамид было вызвано к жизни беспредельной религиозной потребностью, как главной в системе культуры древнего Египта. Мотивацией, конечно, не могут быть только строительные намерения улучшить плоскую гробницу типа мастаба.

Наше объяснение мотивации постройки первых пирамид находится в согласии с известным фактом, что фараон Шепсескаф (последний в IV династии) отбросил культ бога Солнца. Он строил для себя только плоскую гробницу — мастабу. Гробницу в виде восходящего бога Ре в согласии со своими представлениями он не строил.

Постройку сохранившихся плоских пирамид после серии ступенчатых на протяжении тысячелетия можно объяснить творческим развитием архитектуры. Интересно, что в более поздние времена (XVIII—XX династии), когда захоронения происходили, например, в Долине Царей при отсутствии пирамид, символ бога Ре заключался в том, что над долиной господствовал природный холм в виде пирамиды (см., например, Lange, Hirmer, 1961). Эта священная гора называется по-арабски Эл-Кворн. Выбор места с горой такой формы не является, по всей вероятности, случайным. Древний солнечный культ в виде пирамиды, таким образом, сохранялся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Breasted J. H. History of Egypt. — London, 1946.

Cerny J. Ancient Egyptian Religion. — London, 1952.

Edwards I. E. S. The Pyramids of Egypt. — London, 1946.

Greenler R. Rainbows, Halos, and Glories. — Cambridge 1980. — P. 178.

Krivsky L. Stepped and True Pyramids — Symbolization of the Rising Sun. Göttinger Miszellen — Beiträge zur ägyptologischen Diskussion 90, 1986. — P. 45.

Krivsky L., Verner M. How the Idea of a Pyramids Was Born? In print 1988.

Lange К ., Hirmer Μ. Egypt, Architecture, Sculpture, Painting in Three Thousend Yers. — London: Phaidon Press, 1961. — Figs. 211, 250. — P. 336, 358.


Комментарии

1 Доклад, прочитанный на Первом национальном симпозиуме по археоастрономии в г. Толбухине (НРБ).


«Кабинетъ» — История астрономии. Все права на тексты книг принадлежат их авторам!
При копировании материалов проекта обязательно ставить ссылку