Материалы по истории астрономии

§ 1. Астрономия и натурфилософия Индии

1. Новая, постведическая эпоха — выделение астрономии из натурфилософии — наступила в первые века новой эры. В это время появляются сочинения математико-астрономического содержания — сиддханты (букв. — «решения», «окончательные утверждения»), обычно без определенного автора, своего рода курсы теоретической астрономии. Известно пять сиддхант. В первых из них еще переписаны некоторые сведения из более древних «Вед». Но в других, например в «Вашиштха-сиддханте», приводятся сведения и методы, опиравшиеся на специальные наблюдения, проведенные в новое время («нашу эру»). Здесь описаны методы определения средней продолжительности дня (с помощью гномона), положения эклиптики — ее высоты над горизонтом (по длине полуденной тени гномона в моменты солнцестояния). Приводятся длины тропического и звездного годов, а также синодические периоды движения пяти известных тогда планет.

Сиддханты не были вполне оригинальными произведениями индийцев. Одну из них, по словам знаменитого среднеазиатского астронома Бируни (X в.), написал греческий астроном и астролог эпохи эллинизма Павел из Александрии (об этом говорило уже ее название «Паулиша-сиддханта»), Аналогично «Ромака-сиддханта» была составлена, видимо, под влиянием астрономической науки времен Римской империи. Наиболее важным событием ранней эпохи развития наблюдательной и теоретической (вычислительной) астрономии в Индии было появление пятой сиддханты («Сурья-сиддханта»), по одному из имен бога Солнца — Сурья), которая представляла собой, очевидно, индийский вариант «Альмагеста». Она была разделена на 14 частей (у Птолемея их было 13) и содержала описание движений и положений пяти планет, лунных и солнечных затмений. В ней излагались методы «нахождения одинакового положения светил и созвездий» (видимо, циклически повторяющегося), описывались астрономические приборы и инструменты.

2. Основоположники индийской астрономии и физики. Знаменитый индийский математик Ариабхата (ок. 476 — ок. 550) был родом из Южной Индии. Сохранилось его единственное сочинение «Ариабхатия» (449 г.), уже в VIII в. переведенное арабами с санскрита под названием «Зидж ал-Арджабхар» и только в XIX в. переведенное на европейские языки. Оно представляло собой энциклопедию знаний индийцев как в математике, так и в астрономии, накопленных к V в., и было написано весьма своеобразно — в традиционном для древнеиндийской науки стиле: стихами без рифмы, в виде утверждений и правил расчетов, приводимых без каких бы то ни было объяснений. В трактате 118 строф, примерно две трети их посвящено астрономии (два из четырех разделов — «Определение времени» и «Небесная и земная сфера»).

В основу этого сочинения было положено содержание наиболее значительного безымянного труда IV—V вв. «Сурья-сиддханта», к которому Ариабхата составил свои комментарии (утраченные, однако, уже к X в.). В трактате описаны (еще в громоздкой словесной форме) основные понятия и правила вычисления различных величин в сферической и практической астрономии: координат светил, мест на Земле, диаметров тени Земли или Луны, соответственно, для предвычисления и определения типа лунного и солнечного затмений. Строение мира изложено в нем по более ранним сиддхантам. В нескольких «правилах» повторялось, что «Земля расположена в центре Вселенной», «земная сфера, будучи совершенно круглой, расположена в центре Вселенной, в середине круга созвездий, окруженная орбитами планет»; «ниже созвездий расположены Сатурн, Юпитер, Марс, Солнце, Венера, Меркурий и Луна, а ниже их находится Земля, расположенная в центре Вселенной...» Аналогично без чертежей и схем, а лишь в виде словесных утверждений — «правил» кратко описана «теория» движения планет (с помощью эксцентриков и эпициклов).

Астрономическая часть трактата Ариабхаты стала первым более или менее полным справочником по астрономии в Индии. Хотя она имела явно заимствованный — от греков — характер, излагавшиеся здесь астрономические учения оказывались частично переосмысленными. Так, Ариабхата соединял идеи весьма различных учений, казавшиеся ему более приемлемыми: считая, в духе Птолемея, Землю («земную сферу») центром Вселенной, он допускал вместе с тем (хотя и в весьма нечеткой форме) суточное вращение Земли.

Что касается математической астрономии, то заслугой Ариабхаты является введение им в числе первых функции синуса и применение ее в астрономии, изложение правила определения углового диаметра земной тени на лунной орбите, длительности затмения, определение типа затмения (в том числе степень частного затмения). Неизвестно, по каким данным Ариабхата с очень высокой точностью вычислил продолжительность тропического года: 365,2586805 суток (хотя последние пять знаков здесь фиктивны).

Комментарии на «Ариабхатию» составлялись в Индии с VI в. (Бхаскара I) вплоть до XVI в. Несмотря на элементарность и заимствованный характер приводимых Ариабхатой правил, можно понять восхищение смелостью его труда, выраженное знаменитым среднеазиатским астрономом X в. Бируни. Достаточно познакомиться с критикой «Ариабхатии», чтобы понять, насколько воззрения ее автора были прогрессивнее, чем даже у более поздних индийских астрономов и философов: Варахамихиры (VI в.) и Брахмагупты (VII в.). Известный математик, астроном и философ VII в. Брахмагупга критиковал его почти словами Птолемея: «Последователи Ариабхаты говорят, что Земля движется, а небо покоится. Но в их опровержение было сказано, что если бы это было так, то камни и деревья упали бы с Земли» (аргументы Птолемея даже усилены и искажены: он говорил лишь об отрыве незакрепленных предметов). Брахмагупта утверждал, что идея вращения Земли нарушила бы гармонию неба, так как не могла бы согласоваться с видимым движением звездного неба.

В критике объяснения затмений в «Ариабхатии» особенно поражает живучесть первобытно-примитивных представлений в индийском мировоззрении в век уже значительно развитых здесь других областей знаний. «Среди людей есть такие, — писал Брахмагупта, — которые думают, что затмения не вызываются Головой1. Это абсурдное мнение, ибо это она вызывает затмения, и большинство жителей мира говорят, что именно она вызывает их. В Ведах, которые есть слово божие, из уст Брахмы говорится, что Голова вызывает затмения. Напротив того, Ариабхата, идя наперекор всем, из вражды к упомянутым священным словам, утверждает, что затмение вызывается не Головой, а только Луной и тенью Земли... Эти авторы должны прекратить свое сопротивление большинству, ибо все, что есть в Ведах, в «Смрити» и в «Самхитах», — верно» [22, с. 102].

Брахмагупта (598—?), родом из Удджайны в Средней Индии, был автором двух известных математико-астрономических сочинений: «Брахмаспхута-сиддханта» (628) и «Кхандакхадьяка» (655). И если в первом содержалась приведенная выше резкая критика прогрессивных идей Ариабхаты, то в более позднем ее уже нет. В сочинении 628 г. рассматривались вопросы о форме неба и Земли, об определении времени, о затмениях, лунных стоянках, соединениях и противостояниях планет, о среднем и истинном положении их на небе, о сферической астрономии. Там же описывались известные тогда инструменты. Как и у Ариабхаты, более оригинальной была математическая часть труда. В частности, Брахмагупта ввел отрицательные числа. Ему же иногда приписывается идея тяготения.

Через переводные сочинения «Брахмаспхута-сиддханта» и «Ариабхатия» арабы впервые в конце VIII в. познакомились с теорией Птолемея. Труд самого Птолемея был переведен с греческого на арабский лишь в IX в.

В трудах индийцев значительное развитие получил математический аппарат астрономии, особенно тригонометрия. После этого, попав в руки блестящих и неутомимых наблюдателей и конструкторов — арабов и среднеазиатских астрономов, теоретическая астрономия Птолемея — Гиппарха стала на несколько веков эффективным рабочим инструментом для определения и предсказания важных в астрономии величин и явлений. Важным моментом !в развитии точных наук было введение экономной индийской позиционной системы записи чисел в десятичной системе счета вместо громоздкой (буквенной) греческой. Не в последнюю очередь рост внимания к теоретической вычислительной астрономии стимулировался также и распространенной здесь астрологией.

В натурфилософии средневековой Индии продолжали сосуществовать как идеалистическое учение упанишад, духовных наследников вед, так и первые материалистические философские учения — локаята (позднее чарвака) и санкхья. В философии локаятиков проводилась идея о двух видах восприятия — внешнем, опирающемся на ощущения, и внутреннем, возникающем в результате внутренней переработки сознанием внешних восприятий. Последователи локаятиков — чарваки учили о вечности Вселенной, о возникновении всех вещей из элементов путем их соединения в разных сочетаниях при сохранении одной и той же материальной основы. Даже в отношении сознания локаятики утверждали, что и оно — результат чрезвычайно сложного сочетания и проявления неких первоначальных материальных элементов. Но провозгласив ощущение единственным источником знания, локаятики-чарваки ограничили полет человеческой мысли, не допуская умозрительных заключений, гипотез. Это кредо локаятиков (а к ним принадлежал Ариабхата и его ученики) высказал Бируни: «Нам достаточно знать то пространство, которого достигают солнечные лучи, и нам нет нужды в том, куда они не добираются, хотя бы оно было очень велико само по себе. То, до чего не достигают солнечные лучи, не может быть познано чувственным восприятием». Крайним выражением такого учения стал в VIII в. в Индии агностицизм.

Более глубоким материалистическим учением и в начале средних веков еще оставалась санкхья, утверждавшая, что в основе всего лежит материальный принцип, что материя существует в двух формах — непроявленной (авьякта) и проявленной (вьякта). Проявленная форма — это мир конкретных вещей, непроявленная — принцип материальности, который присутствует в каждой вещи. Процесс миротворения состоит в распаде первичной целостности — авьякты — на ряд отдельных материальных форм, не более отличающихся от первопричины, чем гончарные изделия от глины, из которой они изготовлены. Импульс к самодвижению, развитию мира заключен в изначальной природе вещей. В процессе трансформации «пракрита» (первоматерии) возникают и живые существа. В санкхье отрицалась идея бога-творца. Учения санкхья и локаятика были близки к идеям Левкиппа, Демокрита, Эпикура и Лукреция Кара. Учение санкхья высоко оценил Гегель за близость к диалектике.

Весьма интересные идеи содержались и в учении джайнизма (возникшем за несколько веков до нашей эры). В основу представлений о мире джайнисты положили представление о пустом пространстве, ограничивающем материю, о самой материи (пудгала), эфире (акаша), принципе движения (дхарма) и принципе неподвижности (адхарма). Термин «материя» (пудгала) составлен был из слогов, означавших «соединять» (пуд) и «разъединять» (гала). Суть материи мыслилась в единстве этих процессов. Пудгала считалась состоящей из четырех элементов: земли, воды, огня и воздуха, проявляющих себя в твердом, жидком и газообразном состояниях. Но эти элементы представлялись лишь как «принципы бытия материи», в чистом виде невозможные. Материальные сущности состоят согласно джайнизму из атомов (ану) и молекул (скандха), возникающих в результате как распада твердых тел, так и самосоединения атомов. Атомы мыслились различающимися величиной, поверхностью (гладкие и шероховатые) и еще чем-то вроде энергии. Соединение атомов происходило в зависимости от их «энергетического заряда». В средние века была высказана также идея «нейтральной частицы» — из сочетания двух атомов разных свойств, нейтрализующих друг друга.

Но в средневековой Индии преобладало все же идеалистическое учение веданта, преемница упанишад. И даже широко распространенное первоначально материалистическое учение санкхья в конце средних веков скатилось к признанию бога. Видимо, здесь проявилось давление укрепляющейся государственной религии — буддизма.

Примечания

1. В древней индийской мифологии Луну и Солнце время от времени пытается проглотить отрубленная голова дракона Раху, который на пиру богов не по чину приложился было к чаше с напитком бессмертия. Поэтому, хотя голову ему отрубили, но уже «пропитанная» чудесным зельем она сохранилась, и притом весьма агрессивной.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница
«Кабинетъ» — История астрономии. Все права на тексты книг принадлежат их авторам!
При копировании материалов проекта обязательно ставить ссылку