Материалы по истории астрономии

§ 2. Возрождение идеи «естественной истории» природы в космогонии Бюффона

Ньютон первым поставил проблему естественного возникновения звезд в рамках гравитационной физической картины мира, предложив и ее принципиальное решение — звезды возникли в результате сгущения первичной разреженной материи как следствие не абсолютно равномерного распределения в ней плотности, с одной стороны, и бесконечности Вселенной — с другой. Ньютон первым же сделал вывод, что особенности устройства Солнечной системы (движение известных тогда планет и их спутников в одном направлении и почти в одной плоскости) свидетельствуют о неслучайности объединения ее членов в такую слаженную систему и о существовании общей причины этого.

Но эти события рисовались ему как единичный акт, свершившийся при возникновении Вселенной. Идея развития была чуждой ему. И если тяготение он рассматривал как исконное свойство Материй, то возникновение орбитальных движений планет объяснить не мог. В духе времени Ньютон полагал, что причиной его мог быть разве что «божественный толчок».

Его младший современник и сотрудник по Кембриджу (кстати, крайне нетерпимый им) В. Уистон (1667—1752) первый попытался объяснить естественными причинами если не формирование Земли как тела, то по крайней мере формирование ее как обитаемой планеты. Он выдвинул гипотезу, что Земля вначале была... кометой, обращавшейся вокруг Солнца, но еще не имевшей осевого вращения. Такое вращение (а с ним и предпосылку возникновения жизни на такой планете) она якобы получила от удара в нее другой кометы! (Продолжение гипотезы носило религиозный характер: третья комета при встрече с Землей накрыла ее своим «парообразным» хвостом, вызвав, конечно, за грехи людей, всемирный потоп, а ожидавшаяся четвертая должна была привести в результате удара о Землю к концу света.) Так или иначе, но Уистона следует назвать родоначальником катастрофического направления в планетной космогонии, хотя он еще не говорил о возникновении всей системы. Сочинение Уистона с изложением этой гипотезы «Новая теория Земли от ее начального состояния до конца всех вещей...» (1696) получило широкую известность (переиздавалось в 1712, 1715, 1725 и 1736 гг.).

Родоначальником идеи естественного возникновения и развития Солнечной системы в рамках ньютоновской физической картины мира стал великий французский естествоиспытатель Ж. Бюффон (1707—1788). В эпоху нового, опиравшегося на опыт и наблюдение естествознания он возродил понятие «естественной истории», введенное великим древнеримским ученым и историком Плинием Старшим (23/24—79), наполнив это понятие новым содержанием. Все наблюдаемые явления и, главное, их изменения, начиная с самого возникновения Земли и планет, Бюффон пытался объяснить действием естественных причин в рамках гравитационной картины мира.

Он построил свою космогоническую гипотезу, объединив ряд независимых идей: о возможности столкновения кометы с Солнцем (идея Ньютона), идею косого удара (Уистон), мысль Мопертюи, что сплюснутая форма маленьких туманностей объясняется их быстрым вращением, наконец, восхитившую его гипотезу Г. Лейбница (1646—1716) о том, что Земля, обладающая внутренним теплом, некогда могла быть и сама самосветящимся телом вроде звезды, а затем остыла с поверхности. (Эту гипотезу Лейбниц высказал в 1683 г. и подробнее развил в своей книге «Протогея», опубликованной лишь в 1748 г.) Для чисто умозрительной идеи Лейбница Бюффон предложил эволюционное естественнонаучное обоснование, допустив, что все планеты образовались из струи раскаленного вещества, выбитого из Солнца при скользящем ударе кометы. Остывая, струя, по мысли Бюффона, разбилась на отдельные фрагменты, которые сжимались, вращаясь, и образовали сжатые у полюсов планеты, в том числе и Землю (сплюснутость которой была к этому времени доказана). Гипотеза Бюффона была опубликована в 1749 г. в небольшом трактате «История и теория Земли».

Таким образом, впервые рука Бога (без вмешательства которой до этого не мыслилось ни возникновение небесных тел, ни их удивительное тангенциальное движение, для появления которого и Ньютон, и Л. Эйлер допускали «божественный толчок») была заменена естественной причиной — кометой. Во времена Бюффона эта идея показалась настолько крамольной, что церковь заставила автора письменно отречься от нее. Но идея вышла на свободу (в 1778 г. она была опубликована вторично), и благодаря Бюффону планетная система стала восприниматься в дальнейшем как возникшая и сформировавшаяся под действием естественных сил природы. Возможно, именно благодаря полноте гипотезы Бюффона, свободе ее от религиозных соображений с его именем (а не с именем Уистона) оказалось связанным в истории науки начало естественнонаучной космогонии. Вместе с тем в этих гипотезах образование планетной системы оказывалось событием случайным и, следовательно, весьма редким. В конце прошлого и в начале нашего века такое направление получило развитие в так называемых «катастрофических» гипотезах Фая, Чемберлина и Мультона, а позднее — Джинса и Джеффриса. В них идея внешней возмущающей силы объединилась с древней идеей вихревого движения материи.

Иное представление о космогоническом процессе — как о закономерном результате постепенной эволюции космической материи развил в 1755 г. молодой немецкий философ И. Кант.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

«Кабинетъ» — История астрономии. Все права на тексты книг принадлежат их авторам!
При копировании материалов проекта обязательно ставить ссылку