Материалы по истории астрономии

Космологические представления древних египтян

Множественность богов Солнца и многоликость Гора, который, с одной стороны, считался главным богом, а с другой — богом Солнца и неба, — примеры, очень характерные для древнеегипетской мифологии. Мифы создавались в разных местностях, городах и областях, дополнялись и перерабатывались многими поколениями, и потому их система выглядит чрезвычайно запутанной для современного человека. Однако в те времена ее сложность и противоречивость воспринимались как нечто естественное и никого не смущали. Многоликость одного и того же бога проявляется, в частности, в образах богини неба Нут. Она предстает в мифах то в виде женщины, то в виде священной небесной коровы. Последний образ, в известном смысле отражавший космологические представления древних египтян, уже в наши дни стал настолько популярным, что даже самолет президента США Рузвельта, на котором он прилетел в феврале 1945 г. в Ялту на встречу руководителей трех держав, назывался «Священная корова».

На рис. 24 показано древнее изображение богини Нут в виде коровы, живот которой с нарисованными на нем звездами представляет небо. На одном из папирусов времен XIX династии (вероятно, XIII в. до н.э.) звезды нарисованы по всему телу коровы Нут. На рис. 24 под небом-животом плавают две лодки, в одной из которых стоит Ра с солнечным диском на голове. Показан и бог воздуха Шу, поддерживающий двумя руками небо. Еще восемь божеств, носящих имя Гех, поддерживают корову-небо — по два бога на каждую ногу. Согласно космогоническим представлениям, Гех есть божество, «выплывшее» из праокеана при сотворении мира и олицетворяющее собой бесконечность небесных просторов. Почему этих божеств именно восемь? Вероятно, это число выбрано не случайно и соответствует пяти видимым невооруженным глазом планетам, а также Луне, Солнцу и Земле.

Итак, небо изображалось, с одной стороны, в виде богини Нут — женщины, а с другой — в виде священной коровы (часто называемой Хатор). Кроме того, небо представлялось древним египтянам также океаном, по которому плавают утренняя и вечерняя лодки Солнца. Добавим, что египтяне считали Землю поднебесной равниной, отделенной от крыши неба «пустотой», т.е. воздухом. Эти концепции присутствуют во многих мифах, но они изложены достаточно запутанно и противоречиво, причем варианты, встречающиеся в разных местах, неодинаковы по полноте.

Созданный древними египтянами календарь, довольно точный для тех времен, свидетельствует, что они — точнее, древнеегипетские жрецы — имели неплохое представление о движении Солнца и звезд. Более того, они разделили небо на созвездия и регистрировали все изменения, связанные с вращением Земли, чтобы измерять интервалы времени, меньшие суток. В позднюю эпоху Нового царства тщательные наблюдения неба привели к обнаружению планет, из которых наибольшее впечатление производила Венера.

Однако представлениям древних египтян о мире была свойственна и крайняя ограниченность. Их представления сводились к видимой картине плоской Земли под куполообразным небом, что неудивительно для тех времен. Кроме того, оседлая жизнь египтян не позволяла им установить, что вид звездного неба может меняться в зависимости от положения точки наблюдения на земной поверхности. Причиной этого изменения, как мы знаем, является шарообразная форма нашей планеты — концепция, которая человечеством воспринималась долго и трудно и лишь за три с половиной века до новой эры была провозглашена Аристотелем. Заметим, однако, что народы древней Месопотамии отошли от примитивного представления о плоской Земле и считали ее поверхность выпуклой, хотя до истины так и не дошли.

Чем же объясняется явное противоречие между достаточно обширными астрономическими познаниями древних египтян и примитивностью их представлений о Вселенной? Объяснений можно привести не одно, но в главном выделяются две причины.

Первая и немаловажная — астрономия не была свободна от религии. В руках жрецов она одновременно служила как практическим целям — предсказыванию разливов Нила и ведению счета времени для нужд земледелия, — так и религиозным. Во втором случае астрономические сведения облекались в форму мифов. Для жрецов-астрономов в Древнем Египте этого было достаточно, и они никогда не поднимались до теоретических обобщений картины мироздания. Такой подход и методология снижали ценность астрономических наблюдений, а также ограничивали развитие мировоззрения народа.

Вторая важная причина примитивности космологических представлений в Древнем Египте — недостаток объективных сведений о небесных объектах. В частности, столь наивные и фантастические суждения об устройстве мира и его происхождении были обусловлены незнанием истинных расстояний до звезд и планет, Солнца и Луны.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница
«Кабинетъ» — История астрономии. Все права на тексты книг принадлежат их авторам!
При копировании материалов проекта обязательно ставить ссылку