Материалы по истории астрономии

Все течет

В череде непрерывных раздоров и войн тяжела была жизнь древних греков. Можно было только мечтать о каком-нибудь «острове счастья» за горами, за морями... Мечтать о «золотом веке», в котором когда-то, согласно легендам, жило человечество. Тогда земля давала по три урожая, кругом бродили огромные стада животных и люди работали ровно столько, сколько хотели. Простые люди мечтали о возвращении этого времени, а поэты Гесиод и Гомер (позднее и римлянин Овидий) воспевали его в своих поэмах. Но при этом никто не замечал, что такой век уже наступил. И не потому, что прекратились войны между полисами, стала легкой работа или земля действительно стала давать по три урожая. Нет, здесь все оставалось прежним. А вот для древнегреческой культуры весь V век и почти половина IV века до н. э. были действительно «золотым временем». Писали стихи и создавали пьесы Софокл и Эврипид, своими острыми стрелами пронзал в комедиях пороки общества Аристофан, ваятели Фидий, Мирон и Поликлет представили миру мраморных «Афину Палладу», «Дискобола» и «Метателя копья». Свободные афинские граждане, уходя от религиозных предрассудков, начали задумываться над природой и причинами всего сущего.

«На небе живут боги... Так говорят. — Нет и нет! Там их нет. Если ты имеешь хотя бы зернышко ума, ты не будешь больше верить в легенды старого времени», — так писал Эврипид в одной из своих трагедий, а Гераклит из Эфеса добавлял: «Мир, единый всегда, не был сотворен ни богами, ни людьми, а был, есть и всегда будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим».

Ионийская и пифагорейская школы сыграли свою полезную роль в истории, дав толчок развитию мысли. Интерес к тому, как устроен мир, пробуждался все сильнее, и каждый из плеяды мудрецов — Гераклит и Эмпедокл, Анаксагор и Демокрит, Платон и Аристотель — в поисках истины давал свой ответ на этот вопрос.

Гераклит (540—470 гг. до н.э.) родился в Малой Азии в г. Эфес. Он имел право на царский титул, но отказался от него в пользу младшего брата. Аристократ по рождению, он презирал толпу, суета и какая-либо общественная деятельность его раздражали. Получив соответствующее тому времени воспитание, в котором главное место занимала религия, Гераклит не стал тем не менее верующим человеком и с пренебрежением относился к обрядам, поклонениям богам и храмовым жертвоприношениям. Про последние он писал, что через кровь жертв люди надеются отмыться от собственной подлости. Он уединился в природе и посвятил ей полностью свои мысли.

От его творческого наследия до наших времен дошли 130 фрагментов из сочинений «Музы», «О природе» и «Логос». Каждое из этих сочинений состоит из трех частей (общей, теологической и политической), причем в первой из них рассматривается устройство Вселенной. Полного представления о характере его творчества историки не имеют, а что касается его личности, то о Гераклите известно мнение сограждан как о «загадочном, скрытном» человеке. Легенда свидетельствует, что Эврипид дал Сократу прочитать произведения Гераклита и затем поинтересовался впечатлениями. Сократ со свойственным ему лукавством ответил: «То, что я понял в книге Гераклита, прекрасно. Наверное, таким же является и то, чего я не понял. Впрочем, тут нужен делосский водолаз». Автор крылатого выражения «я знаю, что я ничего не знаю» намекал со ссылкой на превосходного ныряльщика с острова Делос, что творчество Гераклита столь же глубоко, сколь и загадочно.

Когда мудрец из Эфеса писал свою книгу «О природе», в древней Элладе господствовала элейская философская школа. Ее основоположником был Ксенофон из южноитальянского города Элея. Эта школа выступала в защиту интересов аристократии и все в природе считала неизменным, определенным навечно богами. Кроме того, элеаты не признавали, что мир познается через человеческие ощущения. Все в природе неподвижно и неизменно, вещали они, а наши чувства, свидетельствующие об изменениях, просто обманывают нас.

Гераклит в своих рассуждениях возражал. Все течет, все изменяется — так считал он. Наши чувства действительно лгут нам, но лишь тогда, когда они указывают на покой там, где в сущности есть непрерывное движение. Все находится в непрерывном подъеме и упадке... Как ребенок, играющий с песком, собирает, пересыпает и рассыпает его, так и сама вечность играет с миром... Никто не может войти два раза в один поток, воды которого непрерывно текут. И наши тела меняются как вода в ручье, материя в них вечно в движении и обновлении. Жизнь существует потому, что существует вечный процесс обновления и разложения. Постоянен в природе только сам процесс изменения, он вечен. Любая вещь существует и не существует, потому что в следующий момент она не то, чем была в предыдущий. А что лежит в основе всего нас окружающего, какая стихия вызывает этот непрерывный процесс изменений? Такой стихией Гераклит считал огонь, который есть не только символ подвижности и потока жизни, но и его материальная первооснова и первопричина динамичности.

Философия Гераклита была глубоко диалектической и защищала принципы материализма. Гераклит оставил после себя выдающиеся идеи о вечном движении, о единстве Вселенной и о закономерности протекающих в ней явлений.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница
«Кабинетъ» — История астрономии. Все права на тексты книг принадлежат их авторам!
При копировании материалов проекта обязательно ставить ссылку