Материалы по истории астрономии

На правах рекламы:

Вальцы электромеханические вальцы.

• Только у нас флористика обучение Новосибирск для всех и каждого.

Как «командовали» временем в древнем Риме

 

Римские полководцы всегда побеждали, но они никогда не знали, в какой день это случалось.

Вольтер

Возьмем какой-нибудь день недели, скажем воскресенье. На болгарском языке этот день называется «неделя», для немцев он «Sonntag», а для англичан «Sunday». Последние два слова переводятся как «день Солнца». На французском языке вторник, среда, четверг и пятница пишутся Mardi, Mercredi, Jeudi и Vendredi, а на итальянском Martedi, Mercoledi, Giovedi и Venerdi соответственно. Смысл этих слов в том, что они обозначают дни Марса, Меркурия, Юпитера и Венеры. Но откуда произошли названия дней недели у французов и итальянцев, названия месяцев и вообще само слово «календарь»? Оказывается, все это идет от тех далеких времен, когда римские легионы шли по берегам Средиземного моря, «устрашая все народы силой римского оружия». И связаны все эти названия с системой летоисчисления римлян.

Как и у всех древних народов; счет времени у них был связан с движением Луны. Месяц делился на три неравные части: календы, ноны и иды. В тот день, когда вечером в лучах заходящего Солнца появлялся тонкий серп новой Луны, специальный глашатай, назначенный верховным жрецом Рима (Pontifex maximus), разносил весть о начале очередного месяца. После этого оповещения (по-латински caleo) начинались новые календы (calendal). Вторая часть месяца (ноны) начиналась либо на пятый, либо на седьмой день (приблизительно в первую четверть Луны), а третья — примерно на тринадцатый — пятнадцатый день (около полнолуния). Позднее понятия ноны и иды из употребления исчезли, но слово «календы» в итоге стало основой названия всей системы счета времени, т. е. привычного нам календаря.

Потомки Ромула и Рема называли дни месяца с нашей точки зрения несколько необычно. Они не говорили, например: «Сегодня 3 марта», а выражались так: «Сегодня пятый день от мартовских нон». Соответственно «25 марта» звучало как «восьмой день от апрельских календ». Чуть ниже мы еще вернемся к этому любопытному правилу.

Историки не имеют сведений, каким был самый старый римский календарь. Известно только, что в VIII в. до н. э., когда легендарные братья Ромул и Рем основали Рим, продолжительность календарного года была 304 сут. Он состоял из 10 месяцев и начинался весной. В VII в. до н. э. после первой реформы календаря были добавлены одиннадцатый и двенадцатый месяцы.

Начало года по-прежнему приходилось на весну — месяц март, посвященный богу войны. Поскольку весной начинаются земледельческие работы, римляне резонно полагали, что надо отдать этот месяц богу Марсу, чтобы он охранял труд людей и оберегал урожай от грабителей.

Апрель — название следующего месяца, — по мнению ряда специалистов-языковедов, есть этрусское слово, переводимое как «солнечный». Однако некоторые ученые связывают это название с глаголом aperio, что переводится как «раскрывать». Ведь именно в этот месяц начинается бурное шествие весны, зеленеет природа, раскрываются почки на деревьях.

Майя, дочь титана Атланта (о ней упоминалось в предыдущих главах), дала название следующему месяцу, а слово июнь происходит от имени супруги Юпитера богини Юноны (в Древней Греции — богиня Гера).

Итак, первые четыре месяца года римляне называли март, апрель, май и июнь. Последние шесть месяцев сохранили свои числовые обозначения и назывались квинтилис (quintilis — пятый), секстилис (sextilis — шестой), септембер (September — седьмой), октобер (october — восьмой), новембер (november — девятый), децембер (december — десятый).

Римляне знали, что в декабре дни самые короткие в году. В следующем месяце дни становятся длиннее, начинает сильнее пригревать солнце, природа стремится к обновлению. По их мнению, одиннадцатый по счету месяц в году связан как с прошедшим, так и с будущим. Поэтому римляне называли его януариусом (januarius) — месяцем двуликого бога Януса (бог домашнего очага). Янус имел два лица — старческое, повернутое в прошлое, и молодое, радующееся Предстоящей жизни. Изображение этого бога с ключом в руке ставилось на все ворота, чтобы уберечь дома не столько от грабителей, сколько от злых духов.

И наконец, последний, двенадцатый месяц. Римляне называли его фебруариусом (februarius — очищение). Месяц был посвящен памяти умерших и покаянию, а название происходит от имени этрусского бога смерти Фебрууса. В глубокой древности этот бог был наиболее почитаем у жителей Апеннинского п-ва.

Вавилонские семь дней как единичный интервал в измерении времени через греков перешли и к римлянам. Один из дней недели в Вавилоне и Египте считался зловещим. И в этот день не полагалось работать. Его связывали с богом Нинуртом, который среди прочих обязанностей судил людские грехи. В Вавилоне этот день назывался шабат и позднее как суббота — день отдыха перешел к евреям. Христиане нерабочий день перенесли на воскресенье, поскольку в этот день воскрес Иисус Христос.

Древние верования оказали влияние на римлян, но они придали им свой колорит. Покровителем выходного дня они сделали Солнце — самое яркое светило небосвода. Луне был отдан понедельник, Марсу — вторник, Меркурию — среда, Юпитеру (главный римский бог, заменивший Зевса) — четверг, красавице Венере — пятница и, наконец, Сатурну — суббота (рис. 64). Следует заметить, что такое разделение было произведено не случайным образом, а по определенному правилу. Дело в том, что римские астрологи (а затем и их преемники в средние века) распределили покровительство богов между часами дня. Например, первому, восьмому, пятнадцатому и двадцать второму часам понедельника приписывалась власть Луны. В этот же день второй, девятый, шестнадцатый и двадцать третий часы отдавались Сатурну; третий, десятый, семнадцатый и двадцать четвертый — Юпитеру. А вот Марсу выделили четвертый, одиннадцатый и восемнадцатый часы, а также и первый час следующего дня — вторника. Вот почему Марс считался покровителем и всего вторника в целом. По такому принципу и были разделены все дни недели, а названия дней получились от имен богов, т. е. римляне называли вторник, среду, четверг и пятницу по именам богов Марса, Меркурия, Юпитера и Венеры. Позднее французы и итальянцы несколько видоизменили латинские слова, и названия дней недели приобрели современное звучание.

У болгар названия дней недели не связаны с какими-либо богами, например, на болгарском языке воскресенье называется «неделя» (на староболгарском «не делати» значит «отдыхать»). Корень этого слова заложен и в названии первого рабочего дня «понедельник», вторник означает день второй и т. д. Только название «суббота» произошло от старовавилонского слова «шабат». Напомним здесь, что по преданию бог Шамаш вручил царю Хаммурапи первый календарь.

Вернемся, однако, снова в древний Рим и посмотрим, как верховный жрец и его помощники справились с приведением в порядок всей системы календаря.

Римляне очень не любили четные числа, считая, что они приносят несчастье. Поэтому месяцы содержали у них либо 31 день, (I, III, V и VIII), либо 29 дней (II, IV, VI, VII, IX, X и XI). Только XII месяц (фебруариус) составлял 28 дней, и это понятно — римлянам не хотелось, чтобы месяц смерти был длинным.

Общая продолжительность года при таком разделении по месяцам составляла 355 сут (4×31 + 7×29 + 28), что практически совпадало с продолжительностью 12 лунных месяцев (12×29, 53 = 354,4 сут). Однако по сравнению с тропическим годом (365,25) не хватало 10,25 сут. Чтобы компенсировать разницу, решено было каждый второй год прибавлять новый месяц длительностью 22 или 23 дня. Назывался этот месяц мерцедонием, и с его введением получалась следующая последовательность. Первый год содержал 355 сут, второй — 377 сут, третий — 355 сут и четвертый — 378 сут. Всего этот интервал времени содержал 1465 сут, что на четверо суток превышало продолжительность четырех тропических годов. А за шестьдесят лет избыток доходил до двух месяцев. Получалось так, что верховный жрец возвещал о наступлении через несколько дней «праздника цветов» (28 апреля), но о каких цветах могла идти речь, когда в сущности было еще 28 февраля и стояли холода. Однако жрецы были заинтересованы в подобной путанице, и вот по каким причинам.

Название дополнительного месяца «мерцедоний» происходит от латинского слова «merces», что означает «расплата». В древнем Риме было правилом расплачиваться с долгами именно в этот месяц, а вставляли его жрецы после середины февраля. Например, после 23 февраля наступало не 24-е число, а первый день мерцедония. Проходило 22 (или 23) дня, и лишь тогда наступал день 24 февраля. Таким образом, существовал определенный произвол, который жрецы использовали в корыстных целях. Они получали взятки от римских граждан либо за то, чтобы вставить дополнительный месяц (тогда ростовщики получат долги с процентами), либо за то, чтобы пропустить эту процедуру (тогда должники получали отсрочку). Произвол царил до тех пор, пока с календарем окончательно не запутались, но тут бразды правления страной взял в свои руки Гай Юлий Цезарь (100—44 гг. до н. э.). Он был не только государственным деятелем и полководцем, но и верховным жрецом (Pontifex maximus). Все это сделало его диктатором страны и помогло в проведении смелой реформы календаря.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

«Кабинетъ» — История астрономии. Все права на тексты книг принадлежат их авторам!
При копировании материалов проекта обязательно ставить ссылку