Работы горных инженеров
Когда потребности промышленности более, нежели наук, доказали необходимость в геологической карте Франции, тогда где нашли инженеров ревностных, ученых, опытных и способных исполнить великое предприятие? Опять между учениками Политехнической школы: вся Европа ободрила труды Эли-де-Бомона (1817) и Дюфренуа (1811).
Идрийские ртутные рудники отданы почетному легиону: денежные счеты этого ордена доказывают практическое искусство Галлуа (1794) в их разработке.
Фабрикация железа важнее всякого промысла у тех народов, которые хотят сохранить свою независимость, и занимает важное место в политике. В наших заводах обработка железа обходилась весьма дорого, когда у наших соседей за Ла-Маншем углем заменили дрова. Такое нововведение, оказавшее великую услугу нашему отечеству, принадлежит также Галлуа; заметим только, что Боннар (1797) еще в 1804 г., предлагал этот дешевый способ обработки железа, и всем заводчикам известно, что Дюфан-де-Фуршамбо (1794) и потом Каброл-де-Деказезиль (1810) распространили его по всей Франции.
Некогда почти всю сталь покупали у иностранцев: исследования Монжа, Бертолле, Клуе начали освобождать нас от этой подати. Ныне способы Леплэ (1825)* доказывают, что посредственность нашей стали не зависела от нашей неспособности.
Давно уже существуют печи для превращения железной руды в огромные массы чугуна, но не было известно, каким химическим переменам подвергаются слои руды и угля во время их нисходящего движения по колоссальным трубам, потому что взор науки не мог проникать сквозь толстые кирпичные стены. Эбельман (1831) открыл тайну, и ныне важнейшая промышленность производится уже не наобум.
К числу важных услуг того же Эбельмана принадлежат его исследования о карбонизации дров и превращении всех горючих веществ, даже весьма плохих, в газ, полезный для всех металлургических работ.
Может быть, нет ни одного металлургического дела, которое не было бы усовершенствовано трудами Бертье (1798). Его сочинение «Опыты над сухим путем» есть практическое руководство для всех заводских мастеров.
Большая часть наших мануфактурных произведений выделывается посредством тепла, получаемого из древесного или ископаемого угля; в том и другом случае, для пользы всех потребителей, необходимо сбережение тепла, или горючего материала. Об этом важном предмете первый начал думать Бертье, показавший многие практические способы для достижения желаемой цели. Этому инженеру промышленность обязана пользою, извлекаемой из горячих газов, улетавших из плавительных печей. Объяснив с точностью причины тепла, знаменитый горный инженер открыл тайну способов нагревания.
В угольных копях сперва делали параллельные галереи с поперечными между ними проходами, для чего надобно было поддерживать землю также земляными столбами, располагаемыми в различных между ними расстояниях, подобно церковным сводам. Этот способ разработки копей имел много неудобств, из которых главное состояло в потере большого количества угля. Ныне везде засыпают углубления землею, не содержащей угля и выкапываемой с поверхности рудника. Этот способ распространен по Франции советами и распоряжениями наших горных инженеров, старых учеников Политехнической школы.
Внутренняя топография С.-Этьенского бассейна необходима для всех, желающих извлекать наибольшую выгоду из угольных копей, и для капиталистов, начинающих новые предприятия. Никто не будет оспаривать пользу дела, которое способствует сбережению угля в наших, к несчастью, немногочисленных копях. Наши молодые горные инженеры, старые воспитанники школы, с возможным совершенством удовлетворили этой необходимости. Подобные превосходные труды были произведены для копей Вувана, Эпиналя, Гресессака в Геро, и пр., и пр.
Весьма сильные черпальные машины, сходные с корнвальскими, введены во Францию Комбом (1818). В это время, даже в Англии, такие машины не были описаны: Комб ясно доказал, как много сберегают они горючего материала.
Ручной указатель для определения кривой линии, изображающей напряжение паров во всех положениях поршня, перенесен из Англии и много усовершенствован тем же Комбом; он употребляется ныне моряками и в строительных мастерских.
Проветриванием рудников, необходимым для здоровья и даже для жизни рудокопов, Франция обязана опять Комбу. Для этой цели искусный инженер ввел в употребление анемометр, изученный им опытами; вентилятор с центральною силой и с прямыми крыльями заменил он вентилятором с крыльями кривыми. Ныне первый везде оставлен, второй вошел в общее употребление.
Познания об открытии и добывании каменной соли в департаменте Марны получили мы от Левальда (1816). Этот искусный инженер отлично управлял разработкою соляных копей и солеварницами в Диезе, на счет соляной восточной компании.
В металлургическом путешествии по Англии, в 1823, Эли-де-Бомона и Дюфренуа содержится множество драгоценных указаний о месторождении и обработке руд железной, оловянной, свинцовой, медной и цинковой. Эти показания служат ныне руководством для металлической промышленности.
Сочинение «О минеральном богатстве», изданное в 1803 г. Героном-де-Вильфосс (1794), научило наших соотечественников всем способам добывания ископаемых, употребляемых у наших соседей на правом берегу Рейна, отличавшихся тогда в этом роде промышленности. В «Минеральном богатстве» инженеры и ныне найдут много полезных сведений.
Записки, в которых Гениво (1800) объяснил обработку колчеданной меди в рудниках Шези и Синбеля и отделение серы от металлов, остаются классическими, хотя они были изданы в 1808 г.
«Трактат о разработке рудников» Комба есть чисто практическое сочинение, в котором автор беспрестанно прибегает к пособию теории, подкрепляемой и поверяемой точными опытами.
Французское правительство не имеет собственных рудников, и потому большая часть горных инженеров оставляют государственную службу для управления предприятиями частных людей. Здесь-то доказали они свое практическое искусство, хотя капиталисты, принадлежащие ко всем классам общества, дифференциальное и интегральное исчисление не считают наличным дивидендом. Здесь являются предо мною бесчисленные примеры, из которых могу выбрать весьма не много:
Кост (1823), который сперва в качестве инженера заводов Крезо, потом — директор железной дороги из С.-Этьена в Лион доказал свои способности, возбудившие общее уважение и заставившие сокрушаться об его ранней смерти; он имел своим товарищем и помощником в заводах Крезо и Деказевиля молодого инженера, превратившегося в знаменитого физика, Сенармона (1826).
Соваж (1831), устроивший водопроводы и публичные фонтаны в Шарлевиле, заведует ныне железною дорогою из Парижа в Страсбург.
Одибер (1837) служит главным инженером на железной дороге из Лиона к Средиземному морю.
Филипс (1831) ту же должность занимает на западной железной дороге.
Деклерк (1831), Гупер (1840), Ренуф (1838), и пр. и пр. управляют разработкою угольных копей и литейными Деказевиля, угольными копями Луары, Сарты и Майена.
Примечания
*. В третьем томе «Melanges scientifiques ef literaires» Био находится любопытная биография Клуе.
|