Материалы по истории астрономии

Введение

 

Наука всегда усваивается полнее, когда она рассматривается в состоянии рождения.

Максвелл

Для чего необходимо изучать историю науки? Чтобы иметь возможность подняться к истокам современных фундаментальных идей, проследить их эволюцию, а порой и сложную судьбу — путь через отрицание и возрождение, понять закономерность этого процесса; узнать, как шло человечество к раскрытию тайн Вселенной, какие препятствия преодолевало на этом пути; понять, что ускоряло, а что тормозило научный процесс в отдельные эпохи и на протяжении всей истории человечества. Знание истории науки позволяет специалисту в той или иной ее области выйти за пределы «трехмерного мира» своей современности и, проникнув в четвертое измерение — в глубь времен, увидеть современные представления в их развитии. Изучение истории науки помогает лучше ориентироваться и в современных событиях, и в тенденциях развития знаний, т. е. видеть перспективы науки.

Как всякий предмет научного исследования, история науки требует не только накопления фактического материала, его систематического изложения, но и теоретического анализа для выявления закономерностей развития науки. Для нашего времени и даже шире — для всей второй половины XX в. — характерным становится именно такой, аналитический подход к истории науки. На этом пути уже появилась обширная исследовательская литература и выделились крупные теоретики-науковеды. Оформились две основные концепции развития знаний. Согласно одной — эволюционной — процесс развития науки состоит в непрерывном прирастании, расширении и углублении знаний — в открытии новых фактов, явлений, закономерностей и в непрерывном совершенствовании теории путем расширения, углубления, обобщения прежних теорий. Другая концепция — революционная, — утверждает, что в развитии науки периоды накопления, количественного роста знаний (эволюционные периоды) чередуются с этапами качественной перестройки фундаментальных теорий и общих представлений в той или иной области, когда старые идеи отбрасываются и заменяются новыми, несовместимыми с ними, когда происходит смена всей картины мира либо по крайней мере ее существенных частей. Такие этапы получили название научных революций. Ко второй концепции примыкают и авторы настоящей книги.

Само понятие научной революции еще далеко не полностью осознано, оно интенсивно обсуждается (см., например, [4, 26, 134]). По крайней мере сейчас ясно, что история науки становится наукой в полном смысле этого слова лишь при аналитическом подходе на основе той или иной общей концепции, а ее летописный, хронологический аспект, безусловно важный и сам по себе, является своего рода экспериментальной базой для такого анализа, для выявления закономерностей развития науки.

Насколько известно авторам, общих курсов истории астрономии, построенных по «аналитическому» принципу, пока еще нет, и настоящую книгу можно рассматривать как первую попытку такого рода. Аналитический подход к истории астрономии при ограниченности объема книги требует достаточно жесткого отбора исторического материала, выделения наиболее представительного аспекта истории науки. В предлагаемой книге в качестве такого аспекта, дающего возможность проследить главные закономерности развития познания Вселенной, взято развитие астрономической картины мира, которую можно определять как совокупность наиболее общих, целостных представлений о Вселенной. Основанием для такого выбора послужило то соображение, что понимание устройства Вселенной в целом и ее происхождения было конечной целью изучения неба во все века.

Развитие астрономии рассматривается в книге как сложный, но закономерный зволюционно-революционный процесс, в котором астрономическая картина мира играла существенную роль как основная цель, результат и одновременно условие развития науки. С точки зрения авторов, астрономическая (вернее, космофизическая) картина мира сыграла определяющую роль в самом возникновении научного исследования окружающей действительности.

Такая концепция развития науки, в частности астрономии, обосновывается необходимым фактическим материалом — историей ключевых открытий, изобретений, методов, углубляющих знания о Вселенной и одновременно создающих фундамент для нового, очередного выявления недостаточности существующей общепринятой астрономической картины мира. Это стимулирует выдвижение новых фундаментальных идей, которые в борьбе со старыми формируют новую картину мира.

История науки (и астрономии в особенности) убедительно показывает, что развитие знаний закономерно и происходит в соответствии с общей диалектической теорией развития: периоды постепенного количественного роста на базе данного круга идей сменяются глубокими качественными изменениями фундаментальных представлений, порой протекающими весьма бурно и драматично.

Понять объективные законы развития науки — значит избежать бесполезной траты сил на тупиковые споры, не быть глухим к нетрадиционному мнению и, оказавшись в преддверии новой эпохи, новой научной революции, не впасть в разочарование от мнимого бессилия человеческого разума... Если же научиться использовать опыт истории науки и в трудные переломные моменты обращаться к ее урокам и к великим мыслителям прошлого, — многие идеи которых были отброшены, а затем забыты лишь потому, что оказывались преждевременными для своей эпохи, — то индивидуальные силы современного исследователя могут возрасти за счет коллективного опыта человечества на его сложном пути познания.

В осмыслении Вселенной как целого очень важен человеческий фактор — интеллект, а также эмоционально-психологическая сторона научного творчества, интуиция, воображение. Поэтому приходится сожалеть о том, что объем настоящей книги не позволил уделить достаточного внимания творческим портретам деятелей науки, с именами которых связаны крупнейшие прорывы в неизвестное, иногда — настоящие подвиги во имя научной истины.

Чтобы в некоторой степени возместить вынужденную неполноту изложения фактического материала в основном тексте, в конце книги дан специальный раздел «Хронология астрономии». При его составлении авторы встретились с многочисленными случаями расхождений в датах, приводимых в различных источниках (чаще всего на 1 год из-за неучета нулевого года при счете лет нашей эры), и постарались устранить расхождения или же указывали обе даты, разделяя их косой чертой.

Там же помещен хронологический список-указатель авторов фундаментальных идей, сыгравших существенную роль в развитии представлений о Вселенной.

К книге прилагается также список рекомендуемой литературы в области истории и философско-методологических проблем астрономии. В работе над книгой использован более чем десятилетний опыт чтения одним из авторов (Ф. Ц.) традиционного для МГУ курса истории астрономии.

Вместе с тем авторы отдают себе отчет в том, что их первый опыт составления аналитического курса истории астрономии далек от совершенства, а потому будут признательны за критические замечания.

Авторы выражают искреннюю и глубокую благодарность первым читателям рукописи — профессору И.А. Климишину, сделавшему большое число ценных и стимулирующих замечаний; профессору К.А. Бархатовой, а также коллективу кафедры астрономии и геодезии Уральского государственного университета, особенно доценту В.В. Сыровому, пожелания и замечания которых также были учтены при доработке рукописи.

Решаясь на публикацию этой книги, авторы хотели бы в свое оправдание сослаться на древнеримского писателя Марциала, который в сходной ситуации, обращаясь к читателю, сказал: «Есть в моей книге хорошее. Кое-что слабо. Немало есть и плохого. Других книг не бывает, мой друг!»

  К оглавлению Следующая страница

«Кабинетъ» — История астрономии. Все права на тексты книг принадлежат их авторам!
При копировании материалов проекта обязательно ставить ссылку