|
§ 7. Платон и аналитический подход к исследованию Вселенной
Если не считать гениального, но слишком высокого для своей эпохи взлета идей в системе природы Левкиппа — Демокрита, то рассмотренные выше учения других натурфилософов VI—V вв. до н. э. (их называют обычно досократиками) отличались фрагментарностью и произвольностью. Познание носило еще интуитивный характер, близкий к искусству, когда воображение играло большую роль, нежели логические обоснования и доказательства. Назрела потребность в создании самой теории познания.
Первые шаги к этому сделал великий греческий философ Сократ (470/469—399), который, однако, космологией и космогонией не интересовался. Начало разработки методов познания в применении к окружающей Вселенной связано с именем его ученика и почитателя Платона.
Платон (427—347) развил ключевое в современной науке представление о научных понятиях как объективных, не зависящих от субъективного восприятия знаниях. Но, впав в другую крайность, он утверждал, что для получения достоверного знания наши ощущения и наблюдения вообще не играют никакой роли. Знание может быть получено только путем математического анализа и логических умозрительных построений и обобщений неких самостоятельно существующих начальных идей.
Несмотря на идеалистическую основу таких представлений, учение Платона принесло пользу в методологическом отношении. Оно показало необходимость отличать поверхностное впечатление от глубокого теоретического проникновения в существо явления, необходимость выявления существенных количественных и качественных признаков объекта.
Платон писал и об астрономии, но не в стихах, как это было принято у большинства прежних натурфилософов, а в новой, прозаической и более строгой форме — форме диалога. Стиль ученого сочинения как общих рассуждений о природе вещей сменялся логическими доказательствами выдвигаемых тезисов. В сочинении «Федон» (так звали одного из учеников Сократа) Платон уже вполне убежденно говорил о шарообразности Земли. Более полно свои космологические представления он описал в «Тимее», вложив их в уста полулегендарного пифагорейца Тимея.
В платоновской картине Космоса отразилось учение Анаксагора — идея организующего Вселенную разумного начала. Но у Платона появляется новая мысль: управляющая Космосом «душа» хотя и сосредоточена в центре мира, однако распространяет свое действие отсюда по всему Космосу и (!) ограничивает его снаружи.
Модель Вселенной у Платона была геоцентрической: все материальные тела притягиваются к центральной Земле по причине «стремления подобного к подобному». Вокруг Земли вращаются два наклоненные друг к другу круга. Один, внешний, представляет «истинное» движение, т. е. единое с движением внешней сферы звезд (слева направо) — суточное. Другой, внутренний, «косой» круг (эклиптика) расщеплен на семь слоев и представляет движение «иное» (справа налево), иначе особое движение Солнца, Луны и планет, со своими особенными периодами. Весьма примечательно утверждение Платона, что «власть принадлежит внешнему кругу» [39, с. 155], т. е. большее значение придавалось суточному движению.
Небесные тела у Платона располагались в следующем порядке (в расстояниях Земля — Луна): Луна (1), Солнце (2), Венера (3), Меркурий (4), Марс (8), Юпитер (9), Сатурн (27). Космос Платон считал единственным, конечным, но не вечным, поскольку он ощущаем. А все, что ощущается, по Платону, является вещью, т. е. тем, что рождается и умирает.
У Платона впервые высказана идея, что и время рождается вместе с появлением Космоса: «Время порождено как образ вечности. Но вечность пребывает вечно, время же есть обращение неба. Частицы времени суть ночь, день, месяц и прочее, и поэтому вне природы мира нет и времени, но вместе с миром существует и время». Наблюдение неба оказывается и истоком формирования времени: «Для порождения времени порождены Солнце, Луна и планеты» [там же]. Новизна идеи Платона становится особенно ясной, если сравнить ее с более ранним «определением» времени у одного из древнегреческих философов VI в. до н. э.: «Зевс и Время были всегда» [с. 91].
В качестве совершенного творения высшего разума Космос, по Платону, должен иметь в целом совершенную, т. е. идеальную сферическую, форму. За его пределами ничего не существует.
В своей теории строения материи Платон в качестве основных (но не элементарных!) компонентов вещественного мира принимал четыре уже известные нам стихии, придав каждой геометрическую форму — одного из правильных многогранников («платоновы тела»). Частицы огня — тетраэдры (пирамиды), воздуха — октаэдры, воды — икосаэдры (20-гранники), частицы земли — как наиболее устойчивые должны были иметь форму куба. Пятый правильный многогранник (додекаэдр) Платон связал с частицами введенного им впервые в греческую натурфилософию элемента — мирового эфира, якобы заполняющего Вселенную. Слово это употреблялось и прежде, но эфир отождествлялся с «воздухом» или «огнем».
Все стихии (за исключением земли), по Платону, делились на еще более мелкие элементарные составляющие — продолговатые треугольники. Развитие любого тела мыслилось возможным лишь в том случае, если в его состав входили разнородные элементарные треугольники, так как лишь в этом случае начинается борьба (разнородных) «элементарных частиц», что и ведет к качественным изменениям, иначе, к развитию. Поэтому «земля» как состоящая из частиц, совершенно несовместимых с треугольниками, у Платона не могла изменяться и переходить в другие стихии.
Система природы Платона была первой попыткой обобщить Идеи Эмпедокла, Анаксагора, Левкиппа и Демокрита. Он дополнил их идеями — о времени, об относительности понятия верха и низа в сферической Вселенной (признаком первого он считал направление движения огнеподобных частиц, второго — тяжелых). Платон первым выступил против туманных объяснений типа «в силу внутренней природы» и провозгласил единственным путем к истине изучение количественных соотношений в явлении и вещи.
В целом предложенный Платоном метод познания — через выработку строгих «научных понятий», математизацию и рационализацию познания — стал действенным стимулом развития современного нам типа науки, так как выделил науку из натурфилософии. Первыми апологетами этих идей в новое время стали Леонардо да Винчи, Галилей и Кеплер.
Платон является подлинным родоначальником идеи математической астрономии, так как он первым, как говорят, обратился к астрономам — современникам с призывом и программой описать все небесные явления, разложив их на простые элементы — равномерные движения по правильным геометрическим кривым — окружностям. Конечно, Платон видел в этом разложении не столько метод, сколько проникновение в существо дела, во внутреннее истинное совершенство небесных движений, в которое верил. История распорядилась по своему: она приняла его лишь как метод — универсальный способ получения знания путем разложения сложного на простые, «правильные» и потому доступные математической обработке элементы.
|