|
§ 3. Критика прежних космологических концепций
Накопленный ко времени Аристотеля опыт астрономических наблюдений оказался более надежным (чем в случае земных явлений) основанием для заключений об истинных чертах Космоса: о шарообразности Земли, ее изолированном, свободном положении в пространстве. Поэтому Аристотель резко высмеивал примитивные идеи о том, что Земля якобы уходит своими «корнями» в бесконечность (Ксенофан Колофонский) или что она «плавает на воде» (Фалес), держится на сжатом воздухе (Анаксимен, Анаксагор, Демокрит). Аристотель называл «притянутой за уши» картину Вселенной пифагорейцев — с центральным огнем Гестией и невидимой нам «Антиземлей», с Солнцем — зеркалом, отражающим лучи этого огня.
Высмеивал он — именно как физик — и древнюю уже и для него идею пифагорейцев о «музыке сфер». Забавно, что абсурдной он ее считал по чисто «инженерным» соображениям, указывая, что если бы небесные тела двигались в пределах своих (материальных!) сфер, то стоял бы невообразимый шум и скрежет от трущихся частей.
Аристотель критиковал нелогичность теории о возможности начала, возникновения Вселенной, которая, однако, в дальнейшем становится вечной, критиковал теории Гераклита и Эмпедокла о бессчетном повторении возникновения и уничтожения Вселенной в целом. «...Если вся телесная материя, будучи непрерывной, попеременно меняет свои состояния и упорядочивается то так, то иначе, а совокупное сочетание Целого остается «космосом» и «Небом», — писал Аристотель, — то отсюда следует, что возникает и уничтожается не космос, а его состояния» [3, с. 295—296].
Не без основания Аристотель критиковал и атомистов, отрицая возможность возникновения всех тел с их различными качествами из полностью бескачественных атомов лишь благодаря их механическому движению.
Поскольку прямолинейные движения имеют начало и конец, а небесные тела безостановочно движутся по кругам, Аристотель заключил, что для небесных тел, которые не обладают ни легкостью, ни тяжестью, естественным является именно круговое, вечное и равномерное движение. Последнее постулировалось как признак совершенства небесных тел.
|