|
Глава I. Введение. Наука под властью религии
|
Большое заблуждение процветает легче большой истины, потому что легче верить, чем шевелить мозгами.
А. Древс
|
|
Верьте доказательствам разума, а не авторитетам, ...оттачивайте искусство рассуждения.
П. Абеляр
|
В течение столетий после коперниканского революционного переворота в естествознании и вплоть до середины XX века средние века (IX—XV) считались мрачным провалом в истории науки ввиду полного подчинения духовной жизни людей власти новых, централизованных форм религии. В Европе это была власть христианства. В богословии же господствовали крайний догматизм и традиционализм, исключавшие всякую возможность самостоятельного изучения окружающего мира. Последнее подменялось изучением, вернее, заучиванием утверждений Библии и препарированных церковниками учений Аристотеля и Птолемея.
Аналогично не признавала истины вне Корана и новая религия] Востока, ислам, основанный в VII в. и ставший государственной религией в арабском мире (а позднее проникший и в Индию). Беспрекословного подчинения требовали и другие «мировые» религии, например буддизм в Индии, распространившийся в средние века также и на Китай.
Но даже в таких условиях (как это стало выясняться, к немалому удивлению самих историков, непредубежденно занявшихся в XX в. изучением средневековых трактатов) люди не переставали размышлять об устройстве, законах и происхождении окружающего мира.
Чем же обогатило астрономию и астрономическую картину мира, или по крайней мере какую роль сыграло в их развитии средневековье?
В этот период происходил сложный процесс искоренения и одновременно усвоения языческого древнегреческого наследия во всех регионах Старого Света (Новый еще не был открыт). Формировались резко контрастировавшие представления об окружающем мире: с одной стороны, примитивные, насаждавшиеся церковью, а с другой — гениальные, порой, прозрения отдельных мыслителей, которые, хотя и смотрели на мир также сквозь призму религии, но, общаясь непосредственно с натурфилософскими сочинениями древних греков, вдохновились их творческой энергией. В обстановке эклектического смешения старых натурфилософских учений и новых религиозных догм вырабатывались совершенно иные, противоречивые представления о пространстве, времени, о форме и протяженности Вселенной. Сферически-циклический мир древних греков, мир совершенных форм и движений, завершенности и гармонии вытеснялся примитивной картиной плоской Земли. Но рядом с этими общепринятыми представлениями зарождалось представление и о Вселенной как об однородном и «плоском» бесконечном пространстве. Время уже не связывалось с наблюдением циклических небесных движений, но воспринималось как «прямолинейное» — от прошлого к будущему — течение событий, начиная с акта творения мира Богом.
|